Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Профессор Александр Анатольевич Ярулов: Научно-практико-психологическая организация труда учителя

Кафедра управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой

 

Во втором номере журнала ВАК «Школьные технологии» опубликована  статья профессора кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой А.А. Ярулова «Научно-практическая организация педагогического труда» (НПОТ). В статье А.А. Ярулов обосновывает необходимость для образовательных систем расширить понятие научной организации труда и вводит концептуально-методологическую систему научно-практической организации труда с опорой на концепцию оптимизации Ю.К. Бабанского. Предложенная система представляет собой научно-ориентированную психологизацию труда педагогов и предусматривает соблюдение психолого-педагогических принципов организации управленческой, педагогической и образовательной деятельностей. Опираясь на эти принципы, А.А. Ярулов рекомендует педагогам в своей деятельности перенести акцент с учета особенностей в индивидуальном развитии обучающихся на создание мотивационной среды, условий, в которых каждый обучающийся получит возможность самостоятельно учитывать свои персональные особенности.

В центре научно-практической организации труда педагога, согласно концепции А.А. Ярулова, должен лежать субъектно-развивающий способ организации образовательной деятельности обучающихся, который включает:

  • развитие самодеятельности, самостоятельности, инициативности учеников;
  • развитие плодотворных навыков сотрудничества;
  • формирование культуры ответственного выбора;
  • обогащение личностного репертуара культуры продуктивного взаимодействия с миром.

Программа осуществления НПОТ обеспечивает переход от тактики воздейстивя к тактике психолого-педагогического содействия развитию личности.

В статье А.А. Ярулов знакомит читателей с сутью апробированной под его руководством методики «Структурно-логический способ организации учебных занятий», воплощающей концепцию НПОТ.

В исследовании использованы труды сотрудников кафедры

  • Л.В. Козиловой (Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов, 2020);
  • О.А. Шкляровой, О.П. Осиповой (Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников, 2020;
  • собственной монографии автора «Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией» (2019) и др.

 

«…о каком росте производительности труда может идти речь в сфере управления образовательными системами различного уровня? Здесь значение НОТ заключается в том, что научная организация труда позволяет лучше, экономнее использовать людские ресурсы, материально-технические средства и др., направленные на рациональную экономию не только живого, но и овеществлённого труда. Поиск ответа на данный вопрос однозначен — речь должна вестись не об интенсификации, а об оптимизации управленческого и, прежде всего, педагогического труда».

А.А. Ярулов


Александр Анатольевич Ярулов – ученик Татьяны Ивановны Шамовой, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, читает лекции по психологии студентам педагогических направлений Института социально-гуманитарного образования, ведет дисциплину «Психология управления» в магистратуре «Менеджмент в образовании», является автором курса «Акмеология управления» в аспирантуре «Теория и методика профессионального образования».

29 / 04 / 2022

Показать обсуждение