Во втором номере журнала ВАК «Школьные технологии» опубликована статья профессора кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой А.А. Ярулова «Научно-практическая организация педагогического труда» (НПОТ). В статье А.А. Ярулов обосновывает необходимость для образовательных систем расширить понятие научной организации труда и вводит концептуально-методологическую систему научно-практической организации труда с опорой на концепцию оптимизации Ю.К. Бабанского. Предложенная система представляет собой научно-ориентированную психологизацию труда педагогов и предусматривает соблюдение психолого-педагогических принципов организации управленческой, педагогической и образовательной деятельностей. Опираясь на эти принципы, А.А. Ярулов рекомендует педагогам в своей деятельности перенести акцент с учета особенностей в индивидуальном развитии обучающихся на создание мотивационной среды, условий, в которых каждый обучающийся получит возможность самостоятельно учитывать свои персональные особенности.
В центре научно-практической организации труда педагога, согласно концепции А.А. Ярулова, должен лежать субъектно-развивающий способ организации образовательной деятельности обучающихся, который включает:
- развитие самодеятельности, самостоятельности, инициативности учеников;
- развитие плодотворных навыков сотрудничества;
- формирование культуры ответственного выбора;
- обогащение личностного репертуара культуры продуктивного взаимодействия с миром.
Программа осуществления НПОТ обеспечивает переход от тактики воздейстивя к тактике психолого-педагогического содействия развитию личности.
В статье А.А. Ярулов знакомит читателей с сутью апробированной под его руководством методики «Структурно-логический способ организации учебных занятий», воплощающей концепцию НПОТ.
В исследовании использованы труды сотрудников кафедры
- Л.В. Козиловой (Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов, 2020);
- О.А. Шкляровой, О.П. Осиповой (Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников, 2020;
- собственной монографии автора «Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией» (2019) и др.
«…о каком росте производительности труда может идти речь в сфере управления образовательными системами различного уровня? Здесь значение НОТ заключается в том, что научная организация труда позволяет лучше, экономнее использовать людские ресурсы, материально-технические средства и др., направленные на рациональную экономию не только живого, но и овеществлённого труда. Поиск ответа на данный вопрос однозначен — речь должна вестись не об интенсификации, а об оптимизации управленческого и, прежде всего, педагогического труда».
А.А. Ярулов
Александр Анатольевич Ярулов – ученик Татьяны Ивановны Шамовой, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой, кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, читает лекции по психологии студентам педагогических направлений Института социально-гуманитарного образования, ведет дисциплину «Психология управления» в магистратуре «Менеджмент в образовании», является автором курса «Акмеология управления» в аспирантуре «Теория и методика профессионального образования».