Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Профессор, доктор педагогических наук Гилев Геннадий Андреевич  опубликовал статью “Физическое воспитание для освоения студентами учебного материала” в Российской  информационно-аналитической  газете “Вузовский Вестник”

Новости МПГУ

Профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания, доктор педагогических наук Гилев Геннадий Андреевич  опубликовал статью “ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА” в Российской  информационно-аналитической  газете “Вузовский Вестник” 11-12 (344-345) 1-30 июня 2020.

Г.А. ГИЛЕВ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Интенсивность учебных нагрузок в современных средней и высшей школах повышает значимость физического воспитания учащихся. Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе дают организму дополнительный запас прочности, повышая его устойчивость  к самым разнообразным факторам внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используются как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для школьников и студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

Для большинства людей, заканчивающих высшее учебное заведение, работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической детренированности и повышения нервно-эмоционального напряжения организма в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной усталости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек. Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, она существует. Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). Аналогично при обучении в сочетании с регулярными занятиями физическими упражнениями и спортом и в отсутствии их важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияние.

Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях  физической культурой и спортом формируются волевые качества, устойчивость к стрессам, повышается умственная работоспособность физиологически обусловленная активизацией энергообмена, увеличением каппилиризации и т.п. Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в школе и ВУЗе.

Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, снижению резервных возможностей организма, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, что естественно отражается на  умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе.

В работах многих зарубежных и отечественных ученых показано, что физически более развитые студенты выполняли теоретические и практические задания по изучаемым дисциплинам быстрее и лучше, делали меньше ошибок, более продолжительней по времени сохраняли высокую умственную работоспособность, быстрее восстанавливались после напряженного умственного труда.

Актуальным вопросом о физическом состоянии учащихся и студентов, является гиподинамия, которой подвержена большая часть современного общества вследствие постепенной ликвидации физической нагрузки, как в профессиональном труде, так и в быту.

       В  борьбе с  отрицательным влиянием гиподинамии на организм другой альтернативы кроме физической активности не существует. Однако, определение оптимальной «дозы» этой активности для каждого  конкретного лица представляет собой сложную задачу, связанную с индивидуальными адаптивными возможностями к тренировочным нагрузкам и компенсаторными процессами восстановления. Превышение объема и интенсивности физической нагрузки, как правило, связано с отрицательным влиянием на организм занимающихся. В связи с этим оценка функциональных возможностей и двигательной подготовленности организма – неотъемлемое условие правильного дозирования физических нагрузок в тренировочном процессе.

         За последние годы произошли существенные изменения в понимании сущности здоровья, которое стало рассматриваться не только как медицинская, но и как философская и социально-педагогическая категория; как многоаспектный и системный объект исследования.

Общепризнано, что занятия физической культурой и спортом оказывают профилактическое воздействие на организм человека, повышают уровень его здоровья, способствуют увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствуют отказу от вредных привычек, а повышение уровня двигательных навыков существенно снижает риск травматизма. Известно, что многие предпатологические состояния учащихся и студентов можно предупредить средствами физического воспитания.

       Необходимость адаптации студентов, особенно 1-х курсов, к учебной деятельности в условиях вуза  давно не вызывает сомнения. Однако, исследования  по данному вопросу в отечественной и зарубежной литературе крайне скудны. Не разработаны средства и методы повышения адаптационных возможностей студента к обучению.  Не изучен  феномен дезадаптации выпускников школы при поступлении в ВУЗ. На наш взгляд, разработка простой в обращении  информативной системы комплексной   оценки статусных характеристик,  а также единого подхода   сбора, оценки и обработки  субъективной и объективной информации статусных психофизиологических, соматических и других показателей явится действенным средством  для  методологического обоснования повышения адаптационных возможностей студента к обучению.

Освоение огромной и все возрастающей информации без  учета адаптационных возможностей студента,   закономерно приводит к тупиковому пути в совершенствовании личности.   Неспособность   адекватно воспринимать и реагировать на возросший уровень информации, окружающую   «атмосферу» в вузе, преподавателей, сокурсников и т.п.  связано с большим  набором психологических проблем,  психосоматических и психических расстройств и неадекватных видов защитного поведения, которые  негативно влияют на успешность освоения нового учебного материала. В то же время, высокая способность  адаптации к новым  условиям (вузовским реалиям) служит интеграционным, антропологическим фактором, гарантом успешной учебы  студентов.

 Физическая культура как учебная дисциплина   играет существенно большую роль, чем это  ранее представлялось при изучении  вопросов адаптации студентов-первокурсников к учебному процессу.  Фундаментальные закономерности развития и совершенствования личности под влиянием регулярных занятий физической культурой и спортом позволяют говорить не только о повышении адаптации к физической нагрузке, совершенствованию физических  и психологических навыков, способностей и качеств, об укреплении здоровья студентов, но и о повышении их когнитивных способностей и других статусных характеристик личности.

На примере студентов Московского педагогического государственного университета, в соответствии с уровнем статусных характеристик нами были выделены три группы испытуемых: студенты с хорошо развитыми  адаптивными способностями, студенты, склонные к «пассивному» восприятию учебного материала, и неадаптированные  к успешному освоению  последнего. Оказалось, что студенты, имеющие  высокий и сбалансированный уровень статусных характеристик и, прежде всего,  функциональную и физическую подготовленность, показали   высокий уровень адаптивных способностей и не встречали значительных трудностей в освоении  учебного материала. Неадаптированные к учебному процессу студенты, как  правило, имели  повышенный уровень тревожности и депрессивности  и, как следствие, формировали  неадекватные механизмы психологической защиты,  имели низкий   уровень физической подготовки, отклонения в состоянии здоровья, сопровождаемые существенными дисбалансами в статусных характеристиках. Студенты, имеющие повышенный уровень тревожности и депрессивности, как правило, имели  низкий уровень физической и функциональной подготовленности.  В основном они и формируют контингент неадаптированных к учебе студентов.

 Полученные результаты свидетельствуют о том, что со студентами, особенно на начальных курсах обучения целесообразно проведение комплексной  психолого–педагогической подготовки,  в которой значение и роль физической культуры,  учитывая ее высокую эффективность в деле повышения когнитивных способностей,  должны быть существенно усилены.

Доктор пед. наук, профессор, ЗРФК   Геннадий Гилев

 

17 / 09 / 2020

Показать обсуждение