17 февраля 2022 года профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Наталья Львовна Галеева руководила секцией «Воспитание начинается с урока» Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание возвращается в школу: первый опыт реализации рабочих программ воспитания». Всероссийская конференция проводилась на базе Пермской региональной системы образования. Организаторы – АНО ДПО «Открытый институт профессионального образования» совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края. В конференции приняли участие свыше 590 работников образования, в т.ч. руководящие сотрудники системы образования Пермского края и г. Перми:
- Лариса Николаевна Калинчикова (начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания и Министерства образования и науки Пермского края),
- Оксана Леонидовна Чеклецова (заместитель начальника Департамента образования г.Перми),
а также ведущие российские исследователи:
- Витольд Альбертович Ясвин (доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования),
- Павел Валентинович Степанов (доктор педагогических наук, профессор, заведующий Лабораторией развития личности в системе образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»)
- Наталья Львовна Галеева (Почетный работник среднего общего образования, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой).
Профессор Н.Л. Галеева в своем ярком выступлении представила пространство реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности, акцентируя возможности школьного урока и роль учителя в реализации Программ воспитания. Выступление было подкреплено ссылками на требования ФГОС к личностным результатам, концептуальные научно-методические основы школы Т.И. Шамовой. Наталья Львовна представила личный успешный опыт реализации воспитательного потенциала урока через его содержание, через выбор формы урока, способов коммуникации/взаимодействия, способов и инструментов оценивания, выстраивание отношений с учащимися.
Из релиза Открытого института профессионального образования
Профессор Н.Л. Галеева выступила экспертом актуальных воспитательных проектов из школ Перми, Соликамска, Кунгура, Березников, Очерского и Верещагинского городских округов.
Участниками секции был представлен успешный опыт реализации Программ воспитания в рамках модуля «Школьный урок».
Коротков С.В., учитель истории и обществознания КГКОУСУВУ «Очерская спецшкола», Очерский городской округ, представил особенности реализации воспитательного потенциала в условиях спецшколы через содержание предмета, обращение к личному опыту учащихся, общность интересов, система оценивания, сделав акцент на формирование отношения учащихся к определенным событиям в истории России.
Домнина Т.В., заместитель директора по УВР МАОУ «Гимназия №10» г. Перми, представила практику использования технологии образовательного события на уроках английского языка, позволяющую индивидуализировать содержание и виды деятельности учащихся, показать учащимся способы использования приобретенных знаний в жизни.
Фризен Л.К., учитель математики МАОУ «СОШ №17», г. Соликамск, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, представила как на уроках и во внеурочной деятельности по математике можно реализовать воспитательный потенциал учебного предмета, включая в его содержание задачи, построенные на основе краеведческого и исторического содержания (по итогам реализации проекта «По Пермскому краю с царицей наук»).
Симпатова В.Е., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5», г. Пермь, финалист городского конкурса «Учитель года-2022» представила практики использования карты связей (интеллект-карт) на уроках литературы. Представила приемы, позволяющие заинтересовать учащихся, вовлечь в мир литературы: использование межпредметных связей, анализ текстов современных исполнителей, цитирующих классические произведения.
Боброва О.В., учитель физики высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №10», г. Кунгур, победитель ПНПО «Образование», обобщила опыт своей деятельности в качестве «дистанционного» учителя (краевой проект).
Гладкова С.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» СП Путинская школа, представила возможности использования различных форм урока (урок путешествие, урок творчества и т.п.).
В целом, участники секции продемонстрировали высокий уровень понимания основных установок инвариантного модуля «Школьный урок» Программ воспитания, показали на примерах из своей педагогической практики, как можно успешно реализовать воспитательный потенциал современного урока.
Из релиза Открытого института профессионального образования