10 октября 2025 года на кафедре методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ в смешанном формате состоялась седьмая просветительская студенческая научно‑практическая конференция с международным участием «Тексты русских классиков в обучении русскому языку: («Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»)». В ней приняли участие в очном и дистанционном формате около 100 человек из Москвы и Московской области, Казани, Хабаровска, Луганска, Херсонской области, других регионов России, а также из-за рубежа: Китая, Вьетнама, Сирии.
Конференция открылась приветственным словом проректора по развитию МПГУ кандидата исторических наук, заведующего кафедрой теологии В.В. Страхова, который отметил знаменательность проведения конференции в Год защитника Отечества, что можно охарактеризовать словами классика, вынесенными в заглавие конференции. Проректор В.В. Страхов отметил положительную динамику увеличения количества участников конференции, исследователей-филологов, что свидетельствует о том, что Институт филологии МПГУ является флагманом высшего филологического образования.
Директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы доктор филологических наук Е.Г. Чернышева отметила важность изучения творчества русских писателей через их язык, отражающий традиционные ценности эпохи. Е.Г. Чернышева отметила, что русская художественная литература дает возможность овладеть необходимыми компетенциями для реализации профессиональной филологической карьеры.
Заместитель директора Института филологии доктор филологических наук И.С. Урюпин в приветственном сообщении подчеркнул важность проведения конференции в лицейские дни, что делает дополнительную отсылку к знаменательным строкам А.С. Пушкина, являющимися девизом научного мероприятия. И.С. Урюпин выразил уверенность в том, что творческая атмосфера конференции вдохновляет как состоявшихся ученых, так и начинающих исследователей. В выступлении было отмечено, что русская классическая литература является богатством, которое передается из поколения в поколение. И.С. Урюпин процитировал слова М.Ю. Лотмана о том, что «текст – это свернутый мир, а мир – это развернутый текст», поэтому познание текста поистине безгранично.
Почетный профессор МПГУ доктор педагогических наук А.Д. Дейкина выразила благодарность руководству МПГУ и дирекции Института филологии, которые отметили ведущую роль кафедры методики преподавания русского языка в развитии филологического образования. А.Д. Дейкина подчеркнула, что просвещать и быть просветителем – значит, быть состоятельным и нужным.
Состоятельность научного наследия лингвометодической кафедры отметил в приветственном слове заведующий кафедрой методики преподавания русского языка доктор педагогических наук В.Д. Янченко.
Пленарное заседание было открыто докладом‑импульсом Почетного профессора д.п.н. А.Д. Дейкиной «Прекрасные порывы» как стремление к духовно-нравственному идеалу в русской литературе». По мнению лидера ведущей научной школы «Аксиологическая лингвометодика», знакомство с русской классической литературой закладывает в душе человека духовно‑нравственные координаты, наполняет мировоззрение ценностными смыслами. Ценности направляют и корректируют целеполагание человека. Важно выстраивать собственную методическую систему в духовно‑нравственном воспитании личности. А.Д. Дейкина разделяет мотивационную и когнитивную сторону ценностей, которые выделяются именно в художественной литературе, которая дает основу для осмысления своего пути как стремления к идеалу. Начало жизненного пути закладывается именно в молодости, поэтому так важно, по словам А.Д. Дейкиной, определять вектор своего развития на основе русской художественной литературы. Конференция по «Текстам русских классиков в обучении русскому языку» дает возможность для старта начинающим исследователям.
Пленарные выступления были продолжены докладом заведующего кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко, который был посвящен обзору творчества писателей‑юбиляров 2025 года «Слово о писателях-юбилярах 2025 года». Это задало направление последующих выступлений, посвященных обозрению методики по текстам определенных авторов. Доктор педагогических наук профессор кафедры методики преподавания русского языка О.Н. Левушкина выступила с докладом «Трудности студентов-филологов в работе с текстом при подготовке уроков русского языка». Она рассказала об аксиологизации современной лингвометодики, в рамках которой анализ текста должен равноценно охватывать как рациональные, так и эмоциональные аспекты. Структура урока должна быть направлена именно на данную парадигму анализа для выявления глубинных смыслов художественного текста, аксиологический потенциал которого О.Н. Левушкина охарактеризовала словами А.Д. Дейкиной: «Открытие текста как озарение смыслом через озарение действием». В пленарном заседании также прозвучали доклады доктора педагогических наук профессора кафедры методики преподавания русского языка А.Ю. Устинова «Есенинские страницы на занятиях РКИ в иранской аудитории» об изучении лирики С.А. Есенина в персоязычной аудитории, кандидата педагогически наук доцента кафедры методики преподавания русского языка В.Ю. Макаровой о реализации культуроведческого подхода путем взаимосвязи различных видов искусства, ассистента кафедры методики преподавания русского языка И.А. Сунцовой о концептуальном анализе в курсе формирования исторического сознания учащихся. В докладе Махмуда Амира (Сирия) был представлен историко-культурный комментарий стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву».
После перерыва конференция продолжила работу докладами молодых исследователей. Аспирант Ву Тхи Лан (Вьетнам) провела сопоставительный анализ произведений разных культур для уроков РКИ – «Судьба человека» М.А. Шолохова и «Дети в семье» Нгуена Тхи, аспирант О.О. Катанаева (Москва) представила интерактивный доклад о приеме обучения на уроке русского языка «Шесть шляп мышления» для развития креативности у обучающихся, аспирант Т.В. Мальцева (Хабаровск) рассмотрела дидактический потенциал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», соискатель М.Д. Матвеева (Москва) рассказала о путях использования произведений А.С. Пушкина на уроках изучения лексики в 5-6 классах.
В докладах магистрантов и студентов был продолжен анализ аксиологического потенциала художественных текстов авторов‑юбиляров 2025 года в обучении русскому языку. Были представлены разработанные начинающими исследователями дидактические материалы с лингвометодическими комментариями по художественным текстам русских классиков при изучении различных разделов языка (выступления Е.А. Бирюлевой, А.М. Гокжаевой, М.А. Жеребятьевой, П.М. Охапкиной, С.В. Раджаповой, О.Ю. Стельмах и А.Ю. Невского, Фэн Цзубао, О.В. Копачевский и А.Н. Жешко, Биринджи Хиляль и мн.др.).
VII просветительская студенческая научно-практическая конференция «Тексты русских классиков в обучении русскому языку» отличалась насыщенной программой: в ней выступили с докладами 33 участника из России и зарубежных стран. Это показывает высокую актуальность проблематики конференции как в отечественной лингвометодике, так и в методике обучения русскому языку как иностранному. По итогам конференции будет подготовлен сборник материалов.
И.А. Сунцова, ассистент кафедры методики преподавания русского языка Института филологии