Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о детях-сиротах, их детстве и психологических особенностях.
Дети-сироты – особая категория детей, лишенных по тем или иным причинам семейного воспитания. Чаще всего, сиротами называют детей, родители которых погибли или признаны пропавшими без вести. Однако существует еще одно схожее понятие – социальное сиротство.
Социальными сиротами считаются дети, родители которых живы, но не занимаются их воспитанием вследствие добровольного отказа или лишения родительских прав. Сюда же относятся дети, воспитывающиеся в садах и школах-интернатах, поскольку они проводят слишком мало времени с родителями, чтобы те могли внести свой вклад в их воспитание и развитие.
Существует также так называемое «скрытое» сиротство, когда ребенок проживает в семье, но родители не занимаются его воспитанием: не находят времени и желания или вовсе отвергают его, не признают полноправным членом семьи.
Для любого человека особенно важен период детства, ведь именно в это время закладываются основы его будущей личности, начинают формироваться черты характера и взгляд на мир. И особое место в этом процессе занимают условия жизни и воспитания ребенка. В наши дни существует большое количество детских домов и интернатов, которые стремятся к созданию и поддержанию этих условий на достойном уровне, но как бы хорошо они ни были развиты, ни одно социальное учреждение никогда не сможет заменить ребенку семейное воспитание. Это объясняет особенности психологического развития детей-сирот.
Дети-сироты испытывают множество трудностей, с которыми большинство обычных «семейных» детей никогда не сталкивается. Прежде всего это объясняется наличием травмирующего психологического опыта: пережить смерть родителей или домашнее насилие нелегко и взрослому, а брошенные дети и вовсе на долгие годы остаются наедине с непониманием и чувством вины, которое впоследствии выливается в значительное снижение самооценки и неприятие себя. Что, в свою очередь, может стать причиной эмоциональной депривации, искажения личности и формирования асоциального поведения.
Психологические особенности детей, с раннего возраста воспитывающихся в стенах социального учреждения и никогда не знавших тепла и заботы матери, также имеют свою специфику. Такие дети растут в условиях постоянной конкуренции за внимание взрослого и часто испытывают расстройства привязанности. Им приходится постоянно приспосабливаться, бороться за хорошее отношение и похвалу. Кроме того, взрослые часто сменяют друг друга и каждый из них предъявляет к детям собственные требования, поэтому у них возникают трудности с самоидентификацией: не формируются собственные принципы и взгляд на жизнь, закрепляется привычка не иметь собственного мнения и не выказывать мыслей, а наоборот, соглашаться и следовать за более сильным. Такие дети очень внушаемы и часто попадают под влияние плохой компании.
Отсутствие любви и заботы, недостаток физического и эмоционального контакта со взрослым и слабо контролируемые взаимоотношения со сверстниками приводят к значительному сужению не только эмоционального диапазона, но и представлений о моделях социальных отношений. Вырастая, такие дети оказываются не способными строить дружеские, семейные или деловые отношения и не могут реализоваться в обществе. Они не наблюдают обычных бытовых действий, таких как приготовление еды, мытье посуды или поход в магазин, не принимают в них участие и во взрослой жизни часто оказываются не способны о себе позаботиться самостоятельно.
В детском доме или интернате у детей нет своих собственных вещей, поэтому им трудно дается понимание «собственности». Они могут воровать или портить чужое, не испытывая при этом угрызений совести. В целом детям-сиротам свойственно слабое понимание моральных ценностей, чужого и даже собственного личного пространства. Они живут в условиях нестабильности и постоянного ощущения беззащитности. Не имея опоры в лице взрослого, дети-сироты с ранних лет учатся защищаться самостоятельно, поэтому им нередко свойственны агрессия, тревожность и страхи. Действуют они обычно импульсивно, поскольку не владеют навыками самоконтроля. В частности, это становится причиной такого явления, как гиперсексуальность.
Следует также отметить значимость регулярного общения со взрослым для развития психических функций ребенка. Очень часто у детей-сирот формируется задержка психического развития и отставание в развитии речи. Дети приучаются к молчаливому выполнению определенного набора «команд», их представления об окружающем мире крайне ограничены и ситуативны, а действия предсказуемы и стереотипны. Сироты часто оказываются не способны к продуктивному сотрудничеству и доведению начатого дела до логического завершения, не проявляют интереса к новому или быстро его теряют, действуют неуверенно, не любят рисковать и не умеют адекватно соотносить свои возможности с поставленной задачей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологические особенности детей-сирот заключаются, прежде всего, в их эмоциональной, социальной, сенсорной и когнитивной депривации, которые накладывают отпечаток на все аспекты их дальнейшей жизни. Чем дольше ребенок находится в стенах социального учреждения, тем сложнее ему будет в последствии адаптироваться к жизни в обществе.
Текст: Надежда Мозырская, студентка 3 курса дефектологического факультета
Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования