23 мая 2024 г. в Российской государственной детской библиотеке прошел XV Ежегодный круглый стол студентов, магистрантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка», организованный отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения. В работе Круглого стола активное участие приняли доцент Института детства, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова, старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и педагоги ГБОУ «Школа № 1861 “Загорье”» И.А. Акимова, Д.Р. Хасянова, Е.А. Чиж.
Е.С. Рычагова в рамках сотрудничества с ГБОУ «Школа № 1861 “Загорье”» осуществляла методическое руководство работами воспитателей дошкольных групп – Е.А. Чиж и Д.Р. Хасяновой. Доклады специалистов «Путешествие по волшебному миру стихов с детьми старшего дошкольного возраста» и «В поисках приключений Большой маленькой девочки» вызвали оживленную дискуссию.
Многогранное деловое партнерство с Российской государственной детской библиотекой способствует освоению инновационных подходов к выстраиванию образовательных маршрутов в области дошкольного образования. Использование передового опыта практики в рамках курсов для студентов Института детства будет способствовать качеству обучения студенческой молодежи.
Елена Алексеевна Чиж, Диляра Рушановна Хасянова: «Мы приняли участие в XV Ежегодном круглом столе студентов, аспирантов и молодых исследователей в Российской государственной детской библиотеке в качестве докладчиков на тему «Роль чтения в развитии личности ребенка». Мероприятие собрало экспертов по детскому чтению, педагогов дошкольных отделений, студентов и специалистов-библиотекарей, которые делились своим опытом и рассматривали современные тенденции в следующих вопросах: что интересно читать современному ребенку, как взаимодействуют дошкольные образовательные организации и семья в области чтения, как привить ребенку тягу к книге и поэтическому миру. Доклад на тему «Путешествие по волшебному миру стихов с детьми старшего дошкольного возраста» был посвящен приобщения детей к миру поэзии. Ведь детская поэзия – это первый шаг к образованию души ребенка. В докладе «В поисках приключений Большой Маленькой девочки» раскрывалась актуальность чтения современной литературы в дошкольном возрасте. Книга должна быть источником новых идей и задумок для маленького ребенка и тогда он будет читать с большим желанием. Встреча в РГДБ была для нас очень эффективной. Мы благодарны, что нам предоставили возможность поучаствовать в обмене опытом с коллегами».
Елена Павловна Арнаутова, к.п.н, научный руководитель инновационной площадки издательства «Мозаичный парк»: «С большим интересом приняла участие в работе научно-практического
круглого стола: «Роль чтения в развитии личности ребенка», проходившем в РГДБ. Каждый из выступающих давал наглядный и убедительный ответ на вопрос, как приобщать детей и подростков к заинтересованному чтению литературы, как отечественной, так и зарубежной, чтобы наполнять детскую душу любовью к читательской культуре. Хотелось выделить несколько важных тезисов, прозвучавших в выступлениях. В частности, о приобщении детей к читательской
практике без насилия со стороны взрослых, используя чтение как награду для ребенка, а не как наказание. Примечательно, что прозвучал тезис о книге как эффективном средстве межпоколенной семейной связи и улучшения качества детско-родительских отношений. Причем, не только в отношении семьи с детьми дошкольного возраста, но и для поддержки подростков в их понимании и принятии реальной и, подчас, непростой семейной ситуации. Важно, что среди средств восприятия и понимания детьми содержания и смыслов литературных произведений, специалисты активно используют, наряду с другими средствами, мир игровой самодеятельности. Ведь именно в игровых мирах ребенок становится автором всех своих творческих замыслов, возникших как результат знакомства с литературными произведениями и их героями. Превращение деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов – на наш взгляд, важное направление работы с книгой с детьми дошкольного возраста. Тем более что в игре дошкольника формируются мотивы других видов деятельности: познавательной, конструктивной, экспериментирования и пр. Приятно, что работа круглого стола проходила в теплой и доброжелательной атмосфере, каждое выступление завершалось живой активной дискуссией с автором доклада. Спасибо организаторам круглого стола и ведущему Березиной Александре Викторовне».