В рамках научно-методической работы кафедры психологической антропологии Института детства доцент, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова, старшие преподаватели Ирина Николаевна Воробьева и Елена Борисовна Колосова и педагоги дошкольных отделений ГБОУ Школа № 1861 «Загорье» приняли участие в культурно-просветительском мероприятии, посвященном проблематике детского чтения. Преподаватели кафедры и воспитатели детского сада участвовали в дискуссии «Детская книга как источник идей для образовательного события», организованной Международной педагогической академией дошкольного образования в рамках ярмарки интеллектуальной литературы.
Вопросы, которые поднимались экспертами на дискуссионной площадке, касались негативного влияния гаджетов на детское развитие и несомненной пользы семейных читательских практик, что побудило участников глубоко задуматься о необходимости конкретных согласованных действий по поддержке детского чтения всем педагогическим сообществом.
По итогам выступлений спикеров на актуальные темы по вопросам приобщения дошкольников к чтению Е.С. Рычагова организовала совместный с коллегами из дошкольной образовательной организации обсуждение о значимости и ценности системной работы по освоению ребенком книжной культуры, положительного опыта включения родителей детского сада в круг чтения. И.Н. Воробьева отметила, что совместные читательские практики и образовательные активности «вокруг книги» актуальны, они успешно используются в детских садах, которые сотрудничают с кафедрой психологический антропологии. Е.Б. Колосова поблагодарила коллег за привлечение внимания к читательским практикам и рассказала об опыте обсуждения детских книг со студентами, будущими педагогами, в рамках деятельности читательского клуба «Базилик и рафинад».
Е.С. Рычагова и И.Н. Воробьева пригласили коллег, занимающихся наукой и практикой, а также заинтересованных родителей дошкольников к дальнейшим дискуссиям и обмену опытом, высказали готовность поделиться с профессиональным и родительским сообществами научными подходами к детскому и семейному чтению, методическими разработками, которые создавались в тесном контакте между сотрудниками детского сада и преподавателями Института детства.
Впечатления педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школа № 1861 «Загорье».
Н.В. Белякова, старший воспитатель: «Тема чтения важна и актуальна для меня как педагога и мамы. Считаю, что книга обладает огромным формирующим потенциалом для ребенка любого возраста, но, к сожалению, многие современные родители не используют такую возможность. Очень хочется, чтобы проектов и историй, связанных с книгами, в жизни наших детей становилось все больше! Очень рада, что воспитателей, на встрече, посвященной проблеме детского чтения, было много! Это доказывает, что ценность работы с книгой в нашей школе высока, большую роль в этом играет тесное сотрудничество на протяжении нескольких лет с кафедрой психологической антропологии в лице профессионалов: Елены Сергеевны Рычаговой, Екатерины Вячеславовны Трифоновой и Ирины Николаевны Воробьевой. Слушая выступающих и обсуждая с коллегами такую важную тему приобщения детей к книге, вспомнила высказывание Антона Семеновича Макаренко: «Чтение хороших книг — это праздник мысли. Книга воспитывает ум и сердце ребенка, учит его быть человеком».
У.А. Янечева, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: «Очень приятно оказаться в кругу единомышленников и содержательно общаться. Была возможность поговорить с экспертами о приобщении детей к миру художественного слова, поделиться своими мыслями и находками».
Д.Р. Хасянова, воспитатель: «Наша встреча – это поиск новых идей по продвижению детского чтения. После дискуссии захотелось некоторые интересные идеи сразу реализовать на практике».
Е.А. Чиж, воспитатель: «На дискуссионной площадке еще раз подчеркнули важность привития детям любови к чтению с раннего возраста. Спикеры предложили множество интересных и полезных приемов, дали ряд советов. Особое внимание было уделено роли родителей в приобщении ребенка к литературе».
А.Ш. Секамова, воспитатель: «На Круглом столе услышала много практичного и действительно интересного для себя как педагога и просто читателя. Считаю, что такие встречи нужно обязательно организовывать и дальше».
Исследования читательских практик на разных уровнях образования и научно-методическая работа по развитию культуры детского и юношеского чтения являются значимыми направлениями деятельности кафедры психологической антропологии и будут иметь дальнейшее творческое продолжение.