Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Реабилитационная педагогика

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о реабилитационной педагогике, ее принципах и особенностях применения.

Распространение различных заболеваний и случаев девиантного поведения у детей способствовало складыванию обстановки, требующей создания специальных условий для подопечных, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это привело к активному развитию реабилитационной  педагогики.

Для понимания самого термина “реабилитационная педагогика” важно раскрыть понятие “реабилитация”. Реабилитация – это восстановление здоровья, трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. В нее включены медицинский, педагогический, социальный и психологический аспекты, которые базируются на принципах ценности личности и учёта индивидуальных особенностей человека. Эти постулаты позволяют оказать комплексное воздействие с целью полной социальной адаптации ребенка.

Реабилитационная педагогика – это комплексная дисциплина, построенная на деятельностном подходе. Она разрабатывает вопросы педагогического воздействия на ребенка, иcпытывaющeгo тpyднocти в обучении и воспитании, с целью коррекции поведения, интеллектуальной деятельности, эмоционального состояния, выработки у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и формировании социально значимой личностно-профессиональной ориентации.

Реабилитационная педагогика применима не только в специальных учебных учреждениях, но и в общеобразовательных школах, особенно учитывая тот факт, что обучение в классах все чаще становится интегрированным. Педагогическая помощь необходима не только трудновоспитуемым детям и подросткам, но и детям имеющим ограниченные возможности здоровья. При работе с такими детьми педагогу необходимо делать акцент на включение ребенка в образовательный процесс, формирование у него нравственных представлений и адаптацию к самостоятельной жизнедеятельности, создавая при этом все необходимые для этого процесса условия.

К большому сожалению, реабилитационная педагогика как научное направление является в настоящее время недостаточно разработанным. Сейчас она находится в стадии своего активного становления, что приводит к частому смешению реабилитационной педагогики со смежными, педагогическими и социальными, областями исследования.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета

Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета

Картинка: Елена Соболева, студентка 4 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования

13 / 02 / 2023

Показать обсуждение