Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

О втором дне работы XVII Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

Новости МПГУ

Проведение XVII Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» является важным событием для Института детства нашего университета и московского образования, и, конечно же, для наших маленьких участников. Продолжаем рассказ об этом значимом мероприятии, которое проходило 29-30 марта 2024 г.

Второй день работы выдался насыщенным и содержательным. Ребята, прошедшие во второй тур, представляли свои работы в формате пленарных докладов с последующим обсуждением на четырех тематических секциях: Гуманитарной; Естественно-научной: «Живая природа», «Неживая природа», «Физика, техника и математика».

Участники Гуманитарной секции обсудили 12 исследовательских работ, которые охватывали самую разную проблематику: это и будни пиратов, и буквы русского алфавита в географических названиях,  и детство сквозь столетия, и сленг в жизни третьеклассников, и две истории одного сюжета: волшебник Изумрудного города и волшебник из страны Оз,  и как создать мультфильм, используя подручные канцелярские средства и современные цифровые технологии и пр.

Следует отметить, работа секции  прошла слаженно, в атмосфере взаимной поддержки, возможности разделить друг с другом  радости от результата научного поиска. Присутствующие на секции родители и наставники помогали не только своим детям, но и всем выступающим, тепло откликаясь на все происходящее, включая детские вопросы друг другу, подчас наивные суждения и искренние реакции.

Члены жюри Гуманитарной секции приняли решение, что Москву на Всероссийском этапе конкурса представят: Труханенко Павел (7 лет), Эльтемерова Арина (6 лет), Ломовцев Борис (7 лет) с исследованием «Интересная загадка», в которой ребята ответ на вопрос известной загадки – «в воде родится, а воды боится», Круглова Аня (8 лет), которой потребовалось раскрыть шифр, чтобы прочитать надпись на старинной фотографии 1903 года из семейного архива, Наволоцкий Кирилл (9 лет), изучавший аэропорты, которые когда-то функционировали в разных районах Москвы.

Секция Естественно-научная: Живая природа прошла также  ярко и интересно. Область живой природы интересна и доступна для практического действия как младшим школьникам, так и дошкольникам. Дети активно взаимодействовали не только с грибами и растениями (полевыми и литоральными, с картофелем и микрозеленью), не только с животными (червяками, гусеницами и бабочками, крысами и соболем), но даже и с микроорганизмами, добывая их из собранного с деревьев мха. Исследования отталкивались как от непосредственного детского интереса, связанного с особенностями, условиями жизни или возможностями живых организмов, так и от важных социальных проблем, связанных с загрязнением природы, обеспечением безопасности и даже обнаружением жизни в неживых объектах.

Члены жюри выделяли работы, в которых ярко проявлялась специфика исследования: выдвигалось предположение, был реализован поиск, пробное действие, происходила активная проверка предположений, поиск и обнаружение новых интересных явлений природы.

На Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» Москву будут представлять следующие работы: Евгений Плужников (6 лет). Он рассказывал про особенности роста грибов-шампиньонов в разных условиях: полива, орошения или дефицита воды. Екатерина Серикова (7 лет), которая рассказывала про жизнь и поведение дождевых червей в отличающейся почве. На привычном для детских исследованиях материале (превращении куколок в бабочек) Кирилл Долженко (8 лет) показал умение видеть в обыденном и привычном удивительное, рассматривая специфику питания мотыльков, выдвигая новые предположения. Другая привычная для детских исследований тематика – выращивание микрозелени – была очень интересно представлена в исследовании Константина Крючкина (9 лет). Сложная система изменения условий (разные виды микрозелени, разные условия (субстрат, свет, химический состав воды), отслеживание влияния дополнительных факторов) были представлены в обширных таблицах, которые позволяют обнаружить интересные закономерности, обсуждаемые в работе Константина. Валентина Константинова (10 лет) представила результаты изучения способностей крыс ориентироваться в лабиринте в разных условиях: при предложении им разной пищи по итогам прохождения лабиринта и даже попробовала посмотреть фактор влияния разной музыки на поведение крыс.

Ребята активно задавали вопросы, обсуждали работы, ушли наполненные впечатлениями и новыми идеями.

Секция Естественно-научная: Неживая природа

Одной из главных задач конкурса является  поддержка исследовательской позиции детей, когда им самим интересно узнать, проверить, понять, почему что-то устроено так, а не иначе; или выяснить, как можно самостоятельно создать «продукт» с необходимыми свойствами, проверяя разные собственные гипотезы. Работы победителей в номинации «Неживая природа», представленные московском региональном туре конкурса «Я – исследователь», показали настоящую заинтересованность участников в проведении таких исследований, а главное, продемонстрировали способность детей даже самого юного возраста самостоятельно решать поставленные исследовательские задачи. В группе шестилетних участников победителем стала работа детей из школы № 1861 «Загорье», авторы которой смогли разобраться в свойствах новогодней игрушки, сделанной из желатина, самостоятельно разработать технологию её изготовления в детском саду (предлагая и проверяя разные варианты), а затем с увлечением рассказали об этом своими, не заученными словами членам жюри и другим ребятам. Такую же увлеченность и самостоятельность в проведении исследования показали десятилетние участники из «Школы № 1530 – Школы Ломоносова», представив результаты создания ими разнообразной «поющей керамики» – глиняных свистулек. В ходе работы ребята проверяли, что влияет на качество звука разных свистулек, и полученные ими результаты даже позволили «опровергнуть» мнение взрослых авторитетных специалистов – искусствоведов. Можно сказать, что работы победителей этого года являются хорошим примером и ориентиром для других участников, пока еще делающих первые шаги в проведении собственных самостоятельных исследований.

Секция Естественно-научная: Физика, математика и техника

30 марта – важная дата для будущих математиков, физиков и техников! В этот день проводился заключительный этап конкурса научно-исследовательских и проектных работ «Я – исследователь» для дошкольников и младших школьников, где участники секции порадовали нас интересными, яркими и оригинальными проектами, которые отличались высоким уровнем научной точности и технической оснащенности.

Работы юных исследователей раскрывали самые разнообразные темы: «Правда ли, что крушение «Титаника» можно было предотвратить?», «Есть только “М” между прошлым и будущим», «Железная птица – махолёт или самолёт? Почему летают самолёты?», «Солнечная энергия – помощник в изучении пернатых», «Волчки в современных игрушках. Из какого материала волчки вращаются дольше?».

Юные исследователи продемонстрировали свою способность включить математические и физические знания в реальный мир! Мельников Нестор разработал свою автоматическую грядку, Сунцов Артём – «умную» кормушку «Гренка-АМЛ»

Некоторые участники продемонстрировали проекты по разработке компьютерных игр, которые помогают научиться решать математические задачи и даже самостоятельно изобретать новые формулы! Такие маленькие инженеры задаются сложными целями и успешно их достигают!

Были исследователи, которые, как Ао Давид, сфокусировались на изучении реактивного движения и сделали попытку запуска своей ракеты, или, как Кулебакин Илья, проводили эксперименты, измеряли воспитателей в «бабашках» и анализировали полученные данные.

Замечательным проектом была работа Дорофеева Даниила «Голограмма – 3D. Никто из присутствующих не смог удержаться, чтобы не рассмотреть созданную автором голограмму!

В целом, работа секции на Всероссийском конкурсе «Я – исследователь» была успешной и продуктивной. Участники секции продемонстрировали высокий уровень знаний и навыков в области математики, физики и техники, а также смогли продемонстрировать навыки вести эвристическую беседу. Все работы были оценены жюри и получили заслуженные награды и признание.

Некоторые проекты были особенно впечатляющими. Например, команда – Боханов Алексей, Андреев Василий и Иванов Николай – исследовала принцип работы радио. Их работа получила высокую оценку жюри и была признана одной из лучших в секции.

Безусловным лидером в своей возрастной группе стал Балашов Виктор и его исследование, связанное с поиском ответа на вопрос «Как измерить время? Кроме того, Виктор организовал научную дискуссию, грамотно формулируя вопросы другим участникам. Наши будущие математики и физики подхватили заданный тон и работа секции превратилась в настоящие защиты, если не диссертаций, то дипломных работ!

Жюри секции строго оценивало работы и уделяло особое внимание оригинальности идеи, самостоятельности ее реализации, научной обоснованности, новизне и осмысленности презентации результатов.

На основе оценок жюри были выбраны победители. Однако, важно отметить, что все участники секции заслуживают похвалы за свои исследования и усилия, вне зависимости от результата. Каждый юный исследователь уже сделал вклад в науку и показал свою любовь к математике, физике и технике!

Текст: Л.И. Адамян, Е.И. Адамян, Н.М. Родина,

Е.В. Трифонова, М.А. Романова

Фото: О.С. Петрова

 

 

05 / 04 / 2024

Показать обсуждение