Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Выставка «Российская военно-педагогическая традиция: Ко дню воинской славы России»

Новости библиотеки

С декабря 2022 г. по февраль 2023 г. в читальном зале Отдела редких книг Библиотеки МПГУ проходит выставка «Российская военно-педагогическая традиция: Ко дню воинской славы России».

В России начало специализированным военно-учебным заведениям положено Петром Великим с основания в 1698 году в Москве «Школы цифири и землемерия», а затем в 1701 году «Школы математических и навигацких наук» для подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Для обеспечения в армии и на флоте единой системы обучения и воспитания, вводились воинские уставы и инструкции – Устав воинский 1716 г. и Устав морской 1720 г.

Значительные шаги в совершенствовании содержания и методики воспитания и обучения русской армии сделал П. А. Румянцев-Задунайский (1725–1796), которого А. В. Суворов называл своим учителем. Особенно высокой степени военно-педагогическая мысль в России достигла в системе воспитания и обучения войск, созданной и многократно проверенной в боях А. В. Суворовым (1730–1800). Классическое изложение она получила в его знаменитой «Науке побеждать».

Начало XIX в. в России знаменовали реформы в области народного образования, основанные на принципе бессословности. Наряду с традиционными кадетскими корпусами были учреждены специальные военные школы (гимназии). В 1832 г. для подготовки офицеров высшего звена была открыта военная академия. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся учёные, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.

С целью упорядочения руководства военно-учебными заведениями в 1863 г. было учреждено Главное управление военно-учебных заведений. С 1864 г. начал издаваться первый специализированный журнал по проблемам военной педагогики. В это же время создаётся Педагогический музей военно-учебных заведений, ставший распространителем передовых педагогических идей в армейской среде.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX – начала ХХ в.

Переиздание воинского устава 1796 г., «Наука побеждать» А. В. Суворова, выпуски «Педагогического сборника» и другие труды, относящиеся к истории развития военной педагогики, представлены на выставке.

09 / 12 / 2022

Показать обсуждение