Мария Ивановна Бабанова (1900 — 1983) – выдающаяся советская актриса театра и кино, чье творчество оставило яркий след в истории театра XX века. Родилась 11 ноября 1900 г. в Москве.
В 1916 г. поступила на естественное отделение Московского коммерческого института, затем перевелась на Московские высшие женские курсы, которые в сентябре 1918 г. были преобразованы во 2-й Московский государственный университет (ныне МПГУ). Во время учебы Мария уделяла много внимания художественному творчеству, обладая прекрасным голосом, на концертах она вдохновенно декламировала стихи и отрывки из любимых произведений. Каждое ее выступление заканчивалось овацией.
Мария Бабанова начала свой путь в театре в 1919 г., поступив в Театр-студию ХПСРО (Художественно-просветительский союз рабочих организаций), руководимый Ф.Ф. Комиссаржевским и В.М. Бебутовым. Здесь Бабанова дебютировала как актриса — в роли Фаншетты в пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
Переломным моментом в ее творчестве стала работа в театре под руководством Всеволода Мейерхольда. В 1920 г. здание театра ХПСРО было передано созданному В. Э. Мейерхольдом Театру РСФСР 1-му, который позднее был переименован в Театр им. Мейерхольда, куда и перешла большая часть труппы, в том числе и Бабанова. Училась в Высших режиссёрских мастерских Мейерхольда. В сентябре 1921 г. Театр РСФСР-1 был закрыт, и в 1922 г. Бабанова стала актрисой созданного при Мастерских Театра Актёра, руководимого В. Мейерхольдом, позже преобразованного в 1923 г. в Театр имени Мейерхольда.
Триумфальный успех пришел к ней 25 апреля 1922 г., когда она проснулась знаменитой после премьеры спектакля «Великодушный рогоносец» в постановке В. Мейерхольда, где Бабанова играла главную роль Стеллы. Эта роль сделала ее знаменитой. Однако в 1927 г. она была вынуждена покинуть театр Мейерхольда из-за творческого соперничества с его женой Зинаидой Райх. Две примы не ужились на одной сцене.
С 1927 г. и до конца жизни М.Бабанова была ведущей актрисой Театра Революции (ныне Московский академический театр имени Владимира Маяковского). Именно здесь она создала свои самые знаменитые сценические образы. Сложился её уникальный актёрский стиль, «шелковая нить» по выражению режиссера С.Эйзенштейна. Тема утверждения человеческого достоинства, любви к человеку, веры в него становится основной в творчестве актрисы.
Помимо работы в театре, М.Бабанова снималась в кино, участвовала в радиоспектаклях («Оле–Лукойе», «Дюймовочка», «Золушка», «Том Сойер», «Маленький принц», «Портрет Дориана Грея» и др.), занималась озвучиванием мультфильмов («Сказка о царе Салтане», «Гуси-лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Оранжевое горлышко», «Снежная королева» и др.), преподавала в Театральном училище при Театре Революции.
Среди ее работ, вошедших в историю театрального искусства: Анка («Поэма о топоре» Н.Ф. Погодина, 1931), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1935), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега, 1937), Таня («Таня» А.Н. Арбузова, 1939), Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского, 1940), Мари («Сыновья трех рек» В.М. Гусева, 1944), Офелия («Гамлет» У. Шекспира, 1954), Раневская («Вишневый сад» А.П. Чехова, 1956), Лидия Самойловна («Мария» А.Д. Салынского, 1970), Марья Александровна Москалева («Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, 1971), Лидия Васильевна Жербер («Старомодная комедия» А.Н. Арбузова, 1975) и другие.
М.Бабанова получила высшие звания и награды: Народная артистка СССР (1954), Государственная премия РСФСР им. К.С. Станиславского (1972), Орден Ленина (1970), Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1980), Орден «Знак Почёта» (1945), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946) и др.
Мария Ивановна Бабанова еще при жизни стала настоящей легендой. Почитатели таланта Марии Бабановой запомнили ее как необычайно одаренную актрису с хрустальным голосом.
Р.А.Заргарян, кандидат исторических наук,
начальник отдела публикаций
Дирекции изучения истории МПГУ










