26 января 2024 г. в Государственной публичной исторической библиотеке России, в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений “Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего”, состоялась международная конференция “Церковь и её история в науке и образовании”.
Председателем Оргкомитета конференции был директор ГПИБ России М.Д. Афанасьев, сопредседателем – заместитель директора Е.А. Ястржембская, ответственным секретарем – заведующий научно-просветительским отделом М.Б. Башмаков.
С приветствиями к участникам конференции обратились директор библиотеки Михаил Дмитриевич Афанасьев, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген и декан историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета иерей Андрей Постернак.
Первым докладчиком в пленарном заседании конференции стала доцент кафедры теологии кандидат исторических наук, доцент Ольга Владимировна Фидченко, выступившая с докладом на тему: “О роли Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в истории светского образования дореволюционной России”. Проблемное поле выступления охватывало разные аспекты участия законоучителей традиционных конфессий дореволюционной России в преподавании таких предметов, как Закон Божий и церковное пение в учебных заведениях всех ступеней системы светского образования до 1917 г. Впервые был освещен вопрос о становлении в России процесса преподавания основ веры традиционных религий в системе светского образования, который имел место быть задолго до издания манифеста 17.04.1905 г. “Об укреплении начал веротерпимости”.
На основании данных, полученных в результате кропотливой работы в архивах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, докладчиком было убедительно показано, что в дореволюционное время в нашей стране преподавание православного Закона Божьего отнюдь не навязывалось представителям других традиционных религий. В частности, речь шла об иудеях, католиках, протестантах и представителях Армянской апостольской церкви, именовавшейся до революции армяно-григорианской церковью. После издания Манифеста “Об укреплении начал веротерпимости” данный процесс затронул и российских старообрядцев. При этом учащиеся перечисленных конфессий получили возможность изучать Закон Божий своего вероисповедания посредством системы светского дореволюционного образования. Становление процесса преподавания основ веры традиционных конфессий происходило с позволения императоров Александра II, Александра III, а также царя-мученика Николай II.
В заключение докладчик продемонстрировала видеоряд, показывающий значение церковного пения в западноевропейской и российской культуре ХХ века. Огромное количество известнейших западных исполнителей и композиторов, начавших свою музыкальную карьеру с пения в церковном хоре, убедительно доказывает большое значение церковного пения для культуры зарубежья ХХ века. Намного более скромно при этом выглядел видеоряд российских исполнителей и композиторов ХХ века, начавших свою музыкальную карьеру с пения в церковном хоре.
В качестве вывода докладчиком было предложено ввести церковное пение в систему современного образования, хотя бы в качестве факультативной дисциплины или дисциплины для желающих, поскольку совершенно очевидно, что современная российская культура многое теряет в условиях отсутствия преподавания церковного пения в светских учебных заведениях.
Доклад вызвал неподдельный интерес со стороны участников конференции. В перерыве было задано много вопросов.
Конференция проводилась в очно-заочном формате, в программу были включены 79 докладов. В работе конференции приняли участие более 400 человек. Среди них – священнослужители, научные сотрудники академических институтов, преподаватели светских университетов и духовных учебных заведений, учителя, аспиранты и студенты. Действовало пять секций: «Роль Церкви в духовном и светском образовании», «Источники и историография истории Церкви», «Проблемы истории Церкви», «Духовная, культурная и просветительская миссия Церкви. История храмов и монастырей», «История Церкви и проблемы ее изучения в трудах молодых ученых».