Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Хананий Самсонович Замский и его вклад в развитие системы высшего дефектологического образования в России

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил материал о жизни и профессиональной реализации отечественного ученого-дефектолога Ханания Самсоновича Замского, который внес непомерный вклад в развитие системы дефектологического образования в России.

Хананий Самсонович Замский был выдающимся ученым своего времени. Большую часть жизни он посвятил изучению особенностей педагогической работы с умственно отсталыми детьми, разработке новых идей и подходов к их обучению и социализации, а также внедрению и распространению новых знаний и обучению нового поколения дефектологов нашей страны.

Хананий Самсонович родился весной 1913 года в городе Сураж Черниговской губернии, а затем переехал в Москву, где в 1939 году окончил Московский педагогический государственный дефектологический институт. В то время он только начинал свою педагогическую деятельность, совмещая свой первый практический опыт в должности учителя вспомогательной школы с обучением в аспирантуре. Благодаря такому подходу он смог выявить наиболее значимые для себя направления специального образования и определить круг своих научных интересов.

Однако уже в октябре того же года Замский был призван на военную службу и временно приостановил свою педагогическую деятельность. После окончания войны, на которой заслужил не одну медаль, он снова вернулся к обучению и преподаванию, позднее занял пост заведующего кафедрой олигофренопедагогики МГПИ имени В. И. Ленина, а еще через 10 лет стал деканом дефектологического факультета и оставался на этой должности вплоть до 1971 года.

Изучая особенности различных взглядов на феномен умственной отсталости в историческом контексте, а также специфику отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом и их обучению в частности, Хананий Самсонович проводил аналогию между зарубежным и отечественным подходом, обобщая схожие данные и выявляя различия.

Он стремился развить систему специального обучения таким образом, чтобы обеспечить детям с интеллектуальными нарушениями возможность качественной самостоятельной жизни по окончании обучения. И этими наработками он впоследствии с готовностью делился не только с советскими, но и с зарубежными студентами и педагогами-дефектологами, читая лекции и участвуя во множестве конференций.

Именно благодаря ему во многих городах, в том числе и за пределами нашей страны, в институтах стали появляться дефектологические факультеты. Хананий Самсонович активно участвовал в развитии и продвижении дефектологического учения: консультировал педагогов и студентов, оказывал помощь в подготовке монографий и кандидатских диссертаций, участвовал в написании учебных программ, лежащих в основе подготовки нового поколения дефектологов.

Стремясь обеспечить распространение, гуманизацию и улучшение качества специального образования, Хананий Самсонович Замский издал немало собственных научных трудов, среди которых «История олигофренопедагогики», объединившая все достижения своей области, «Школы для умственно отсталых детей за рубежом» и другие. Научная школа Х.С. Замского и по сей день широко известна среди дефектологов и динамично функционирует на базе МПГУ.

 

Текст: Надежда Мозырская, студентка 3 курса дефектологического факультета

Фото: Наталья Шевлякова, студентка 4 курса факультета начального образования

06 / 09 / 2022

Показать обсуждение