С целью выявления уровня сформированности традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также патриотических и гражданских установок у обучающихся профильных психолого-педагогических классов МПГУ Отделом сопровождения профориентационных проектов Управления профессиональной ориентации и содействия трудоустройству студентов совместно с кафедрой теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования было проведено социологическое исследование по оценке стратегий и ценностных ориентиров этих представителей российской молодежи.
Опрос проходил в ноябре-декабре 2024 года. В нем приняли участие 908 респондентов из числа обучающихся профильных психолого-педагогических классов МПГУ. Для реализации исследования была разработана электронная анкета. Отчет по исследованию был подготовлен старшим преподавателем кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой О.И. Белоусовой, доцентом кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Е.Е. Луцькой, доцентом кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой М.А. Яковлевой.
Основные результаты исследования были представлены на заседании Научно-методического совета по сопровождению профильных психолого-педагогических классов МПГУ 30 января 2025 года в выступлении доцента кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой М.А. Яковлевой.
Для выявления патриотических установок респондентам предлагалось высказать свое мнение о способах проявления патриотизма (Рисунок 1). Так, большинство респондентов (81%) считают, что «быть патриотом» означает любить Родину – действовать во благо своей страны. Также при ответе на данный вопрос большое количество опрошенных выбрали варианты «испытывать гордость за великие достижения страны» (78%), «испытывать уважение к своему народу» (75%) и «знать и гордиться культурой страны» (74%).
Почти две трети респондентов считают, что «быть патриотом» означает уважать государственные символы (герб, флаг, гимн) (64%), исполнять обязанности гражданина, соблюдать законы государства (63%) и верить в великое будущее страны (63%).
Рисунок 1.Что, по Вашему мнению, означает «быть патриотом»? (закрытый вопрос, любое число ответов, % от ответов)
Большинство респондентов – обучающихся профильных психолого-педагогических классов МПГУ (70%) под образованием понимают систему воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций. Для 12% опрошенных образование – это процесс передачи знаний, накопленных в культуре, новым поколениям.
Таблица 1. Что Вы понимаете под образованием? (закрытый вопрос, один ответ)
Частота | Проценты | |
это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций | 638 | 70% |
это процесс передачи знаний, накопленных в культуре, новым поколениям | 105 | 12% |
это обучение и воспитание учеников учителем | 49 | 5% |
это процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности | 69 | 8% |
затрудняюсь ответить | 47 | 5% |
Всего | 908 | 100% |
Большинство опрошенных обучающихся профильных психолого-педагогических классов МПГУ считают, что образование нужно получать, потому что оно позволяет найти достойную работу (74%) и развивает критическое мышление (64%). Половина респондентов ответили, что образование дает хорошие знакомства на всю жизнь (53%) и задает смысл в жизни (50%). 17% опрошенных выбрали вариант «так принято» (Рисунок 2).
Рисунок 2. Как Вы считаете, образование нужно получать, потому что: (закрытый вопрос, любое число ответов, % от ответов)
По итогам исследования можно сделать вывод, что большинство респондентов настроены патриотически. По мнению большинства опрошенных, ощущение себя гражданином страны проявляется через уважение к своему народу и соблюдение законов, норм страны. Опрошенные обучающиеся профильных психолого-педагогических классов МПГУ считают образование основой благополучия и материального процветания и выбор их дальнейшей профессиональной деятельности связан с профилем обучения.