VI Всероссийский научно-практический семинар «Сопровождаемое взросление лиц с особыми потребностями: исследования и инклюзивные практики» состоялся 13 марта 2024 г. и проходил в смешанном формате, включающем очный формат и режим видеоконференцсвязи на платформе ВВВ с онлайн-трансляцией.
Информационное письмо и программа семинара представлены на сайте МПГУ.
Семинар был организован кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ в соответствии с планом НИР Института детства на 2024 год на основании Приказа ректора МПГУ № 101 от 26.01.2024 «О проведении конференции».
На семинаре с докладами выступили 22 специалиста из регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Пензы, Санкт-Петербурга) и Республики Беларусь; в качестве слушателей зарегистрировались 112 человек из Владимирской области, Екатеринбурга, Калининграда, Калуги и Калужской области, Краснодарского края, Москвы и Московской области, Пскова, Республики Крым, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Якутска и Республики Беларусь.
Целью семинара выступил обмен опытом социально-ориентированного партнерства университетов, НКО и государственных учреждений в сфере социализации и социальной инклюзии лиц с особыми потребностями. На семинаре обсуждались следующие ключевые вопросы: социальная инклюзия лиц с особыми потребностями как феномен института образования; проблемы социальной инклюзии лиц с особыми потребностями на разных возрастных этапах; технологии поддержки взросления лиц с особыми потребностями; психосоциальные и воспитательные практики взросления лиц с особыми потребностями; междисциплинарные исследования взросления лиц с особыми потребностями.
Работа семинара началась с приветственных слов директора Института детства МПГУ, доктора педагогических наук Алмазовой Анны Алексеевны, которая отметила, что «Становление личности человека с особыми потребностями всегда находится в центре внимания научных исследований и практики и зависит от множества факторов: наследственности, семейной динамики, образования, культурного и социального контекста.
Проблемы, которые возникают в процессе взросления, могут быть преодолены с помощью профессиональной поддержки специалистов, выстроенной среды, принимающего социального окружения».
Далее работа семинара продолжилась в рамках двух мастерских.
МАСТЕРСКАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОПРОВОЖДАЕМОГО ВЗРОСЛЕНИЯ
Человека с особыми потребностями в фокусе возраста рассмотрела Исаева Тамара Николаевна, доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент. Тему отношения к особым взрослым по-взрослому раскрыла Жулина Юлия Андреевна, социальный педагог-психолог, дефектолог, методист проектов Благотворительного учреждения «Центр социальной реабилитации «Турмалин», Москва.
Свои научные исследования представили сотрудники лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Теоретико-методологические основы социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами и расстройствами поведения рассмотрела в своем сообщении Симакова Оксана Сергеевна, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; руководитель научно – исследовательской лаборатории «Ресурсное обеспечение системы комплексной реабилитации детей-инвалидов с психическими расстройствами», кандидат педагогических наук, доцент. Исследование поведения человека с особыми потребностями в среде виртуальной реальности представил Чернышов Денис Сергеевич, лаборант-исследователь лаборатории. С докладом «Методологический подход к отбору мероприятий социальной и педагогической поддержки инвалидов в системе общего образования» выступила Лупанова Наталья Александровна, заместитель директора по учебно-методической работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 30 г. Пензы, кандидат педагогических наук, доцент. Научно-методическое обоснование системы непрерывного комплексного сопровождения профориентации, образования, трудоустройства инвалидов в аспекте профессиональной и трудовой реабилитации раскрыла Луканина Юлия Рафаилиевна, старший научный сотрудник, кандидат социологических наук, доцент. Инженер-исследователь лаборатории Тверская Софья Юрьевна обобщила результаты исследования использования аудио – музыкальной терапии для коррекции параметров электрической активности головного мозга детей с особыми потребностями. О влиянии музыкально-ритмических упражнений на уровень эмоционально-волевого и коммуникативного развития детей с особыми потребностями рассказала Мещерякова Ирина Вячеславовна, социальный педагог волонтерского центра «Абилимпикс», тьютор Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент.
Бобылева Ирина Анатольевна, методист-аналитик АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями “Вера. Надежда. Любовь”», аналитик ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», кандидат педагогических наук, доцент изучила и обобщила представления родителей о труде и социальной занятости молодых людей с особыми потребностями.
Работу мастерской завершил доклад Шевыревой Татьяны Вячеславовны, профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, доцента на тему «Профессиональная ориентация и допрофессиональное обучение в социализации подростков с особыми потребностями».
МАСТЕРСКАЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК СОПРОВОЖДАЕМОГО ВЗРОСЛЕНИЯ
Вторая мастерская начала работу с сообщения «Потенциальные возможности взросления лиц с особыми потребностями в рамках социокультурной адаптации» Дружиловской Ольги Викторовны, доцента кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, доцента. О структуре подготовки к регулярной трудовой занятости подростков и молодых людей с особыми потребностями рассказала Романова Елизавета Александровна, директор АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями “Вера. Надежда. Любовь”», учитель-дефектолог ГБУ «Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский», Москва. Сообщение «Вовлечение молодых людей с особыми потребностями в оценку влияния социальных практик на примере проекта «Больше историй»» представила исполнительный директор АНО поддержки и развития инноваций в социальной сфере «Эволюция и Филантропия», г. Москва, Евдокимова Ольга Анатольевна. О вовлечении благополучателей в оценку в проекте по сопровождаемому трудоустройству «Всё получится!» рассказал Маньшин Александр Сергеевич, старший специалист по мониторингу и оценке в проекте «Всё получится!», г. Санкт-Петербург. Социокультурную активность как способ эмоционального и социального взросления людей с синдромом Дауна представил Боровых Александр Эдуардович, директор Отдела стратегий Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», г. Москва. Совместный доклад Тушевой Елены Сергеевны, доцента кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, Иноземцевой Екатерины Михайловны, заместителя декана факультета дизайна ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», вице-президента «Благотворительного фонда поддержки детей и укрепления семейных ценностей Екатерины Иноземцевой», г. Москва был посвящен роли сенсорной интеграция в обогащении жизненного опыта детей с особыми потребностями. Опыт обучения кулинарным навыкам молодых людей с психическими нарушениями в условиях Гастрономической модельной площадки (ГАМП) в РБОО «Центр лечебной педагогики» описали Захарова Елизавета Сергеевна, психолог Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», г. Москва и Карпова Надежда Алексеева, педагог-психолог Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», г. Москва. В докладе Груцкой Светланы Алексеевны, аспирантки 3 курса кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Московского педагогического государственного университета (научный руководитель – Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор психологических наук, профессор) были представлены особенности личности молодых лиц с умственной отсталостью и комплексными нарушениями.
Завершил работу семинара доклад Никандровой Татьяны Сергеевны, заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидата педагогических наук, доцента. Татьяна Сергеевна определила стратегические ориентиры формирования готовности будущего дефектолога к педагогическому сопровождению взросления лиц с особыми потребностями, выявленные в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на НИР «Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования».
В итоге семинара была организована дискуссия, в ходе которой участники получили возможность обменяться научно-практическим опытом, обсудить широкий круг вопросов по проблемам взросления лиц с особыми потребностями и прийти к выводу, что взросление такого человека – сложный, многоуровневый процесс физических, психологических, социальных изменений его жизни, череда этапов, которые характеризуются сменой позиций в отношениях «Я» и «другой».
Работу семинара сопровождала выставка творческих работ подростков и молодых людей с особыми потребностями. Некоторые авторы работ представили свои работы самостоятельно.