Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте филологии состоялась международная научно-практическая конференция «Обучение и воспитание на уроках русского языка»

Наука

22-23 марта 2024 года по инициативе кафедры методики преподавания русского языка в Институте филологии состоялась международная научно-практическая конференция «Обучение и воспитание на уроках русского языка». Конференция была приурочена к юбилею научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» и ее лидера – Почётного профессора МПГУ доктора педагогических наук Алевтины Дмитриевны Дейкиной.

Конференция открылась приветственным словом ректора МПГУ доктора исторических наук профессора академика РАО Алексея Владимировича Лубкова: «Этот замечательный день, 22 марта, день весеннего равноденствия, когда всё в природе пробуждается, совпал с днём чествования нашего замечательного педагога, коллеги, учёного, замечательной женщины – Алевтины Дмитриевны Дейкиной. Нас многое связывает и, прежде всего, человеческие отношения, потому что мы долгие годы были больше соседи по нашей улице Павла Корчагина, улице Кибальчича…

Но я хотел бы, прежде всего, поблагодарить Алевтину Дмитриевну за верность выбранному пути, верность Университету, за её мудрость, её гражданскую позицию и  смелость. Русский язык в такие тяжёлые времена мы должны беречь. «Мы сохраним тебя, русская речь». Сегодня наша цель – следовать заветам наших великих поэтов, педагогов и, самое главное, тому, чему мы служим, чему служит Университет. Одна из ипостасей нашего служения – это то, чем сейчас занимается Алевтина Дмитриевна.

Спасибо большое Алевтине Дмитриевне, желаю ей здоровья, радости, благополучия, чтобы она комфортно себя чувствовала на факультете, в институте, на кафедре.

В этот день мы вручаем Алевтине Дмитриевне, Почётному профессору МПГУ, Благодарность и представляем к награждению медалью К.Д. Ушинского».

В приветственном слове директор Института филологии доктор филологических наук профессор Елена Геннадьевна Чернышева отметила: «Название научной школы «Аксиологическая лингвометодика» говорит о том, что мощная составляющая всех усилий (кафедры, учеников самой Алевтины Дмитриевны) сосредоточена на важнейших, самых главных феноменах современного образовательного пространства в России – аксиологии, ценностном аспекте: воспитании патриотизма, уважении к нашим культурным традициям. Это всё, о чём говорится в указе Президента, который направлен на уважение к традиционным ценностям в России.

Алевтина Дмитриевна Дейкина в этом русле работала всю жизнь. Неслучайно её докторская диссертация называется «Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе». В 1994-м году, в сложные для образования в России годы, А.Д. Дейкина прилагала все усилия к тому, чтобы русский язык в этом ценностном направлении изучался в школе и вузе. Можно лишь удивляться прозорливости Алевтины Дмитриевны, её сердечным усилиям. И очень значимо отметить, что А.Д. Дейкина воспитала 13 докторов наук, более 20 кандидатов наук.

По всей России и за рубежом научная школа «Аксиологическая лингвометодика» выполняет свою высокую миссию. Эта миссия – сохранение русского языка, укрепление его позиции в русской школе за рубежом, совершенствование работы в русских школах, там, где изучают русский язык как родной и как неродной. Во всех сферах обучения русскому языку Алевтина Дмитриевна Дейкина на своем интеллектуальном, нравственном капище усилий сосредоточила много духовных и душевных порывов. Алевтина Дмитриевна в себе это не только сохранила, но и распространяет в виде высокой миссии. Мы это осознаем именно как высокую духовную миссию…

Мы помним, что когда-то Михаил Трофимович Баранов дал напутствие для зарождения той школы, которой руководит Алевтина Дмитриевна. Она основывается на мощных блоках наших учителей. Алевтина Дмитриевна всегда говорит об этом. И мы сегодня поклоняемся ей как нашему Учителю.

Алевтина Дмитриевна 8 лет руководила филологическим факультетом, который в 2016-м году стал Институтом филологии. Алевтина Дмитриевна 16 лет руководила кафедрой. Она долгие годы руководит диссертационным советом. Мы понимаем, что эта огромная роль Алевтины Дмитриевны Дейкиной в нашем российском образовании трудно передаваема в обычных словах. Это лингвометодическая высота, которая копируется в повседневности нашими преподавателями.

Служение русскому языку было и останется для Алевтины Дмитриевны и её учеников главным делом жизни. Кафедра поддерживает это, проводя конференции, вебинары в русле Аксиологической лингвометодики в самых разных регионах. Кафедра методики преподавания русского языка долгие годы поддерживает связи с Луганским государственным университетом имени Владимира Даля. Очень правильно, что эти усилия постепенно, шаг за шагом наращивались, и сегодня вышли на новый уровень.

Студенты, магистранты, аспиранты должны вдохновляться, увидев результаты работы научной школы «Аксиологическая лингвометодика», чтобы наша новая педагогическая поросль развила эту традицию до новых рубежей. Поэтому я обращаюсь сейчас не только к коллегам, преподавателям из разных университетов, но и к студентам, магистрантам, аспирантам. Научная школа, руководимая Алевтиной Дмитриевной, – это мощное течение в нашем педагогическом образовании, в нашем служении русскому языку и нашем Отечестве».

С приветственными словами в адрес юбиляра обратились председатель Научно-методического совета по преподаванию литературы и русского языка при Ассоциации учителей литературы и русского языка доктор педагогических наук профессор Елена Робертовна Ядровская (г.Санкт-Петербург); заведующий кафедрой общего языкознания имени И.Г. Добродомова доктор филологических наук профессор Александр Михайлович Камчатнов; заведующий кафедрой методики преподавания литературы доктор педагогических наук профессор Виктор Фёдорович Чертов; заведующий кафедрой всемирной литературы Института филологии МПГУ доктор филологических наук профессор Марина Ивановна Никола;  заведующий кафедрой риторики и культуры речи доктор педагогических наук Елена Ленвладовна Ерохина; заведующий кафедрой русского языка доктор филологических наук профессор Светлана Михайловна Колесникова; от преподавателей кафедры РКИ в профессиональном обучении выступила доктор педагогических наук доцент Галина Евгеньевна Соколова.

Пленарное заседание открыл фундаментальный доклад Почетного профессора МПГУ А.Д. Дейкиной «Научная школа как источник и фактор развития ценностных приоритетов в лингвометодическом мировоззрении ученого».

Далее в докладе доктора педагогических наук профессора Натальи Львовны Мишатиной (РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург) была представлена философская проблема лингвометодики как формы жизни.

В докладе руководителя департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ доктора педагогических наук профессора Н.Д. Десяевой (МГПУ, г.Москва) продемонстрированы аксиометодические критерии отбора содержания обучения русскому языку в современной школе.

Доклад заведующего кафедрой отечественной филологии Ивановского государственного университета доктора педагогических наук профессора И.А. Сотовой (ИвГУ, г.Иваново) осветил ценностную характеристику языка и языковых явлений в научном творчестве представителей школы Аксиологической лингвометодики.

В докладе доцента кафедры филологического и социально-гуманитарного образования ЛОИРО кандидата педагогических наук Т.Н. Сокольницкой (г.Санкт-Петербург) показан интеграционный потенциал аксиологического подхода к преподаванию русского языка.

Далее состоялась презентация докладов исследователей – представителей научной школы «Аксиологическая лингвометодика», учеников Почетного профессора МПГУ А.Д. Дейкиной.

В докладе заведующего кафедрой методики преподавания русского языка доктора педагогических наук профессора В.Д. Янченко (МПГУ, г.Москва) раскрыт потенциал историографии методической науки в трудах научной школы «Аксиологическая лингвометодика». Историография науки является одним из ведущих векторов в деятельности методической научной школы.

Доклад доктора педагогических наук профессора МГПУ Э.В. Криворотовой (МГПУ, г.Москва) показал лингвистические знания и умения как ценность.

Привлек внимание слушателей доклад доктора педагогических наук профессора кафедры методики преподавания русского языка МПГУ О.Н. Левушкиной (МПГУ, г.Москва), в котором выступающим была представлена лингвокультурология текста в аспекте Аксиологической лингвометодики.

Доклад доктора педагогических наук профессора Н.Н. Романовой (РГУТиС, г.Москва) и кандидата педагогических наук доцента Т.В. Летяговой (РХТУ им. Менделеева, г.Москва) показал большие возможности песни как полифункционального средства обучения русскому языку как иностранному.

Выступление доктора педагогических наук профессора РГПУ им. Есенина О.А. Скрябиной (РГПУ им. Есенина, г.Рязань) продемонстрировало обучение текстооформляющей деятельности в контексте методологии Аксиологической лингвометодики.

В докладе доктора педагогических наук профессора ПГГПУ Е.А. Рябухиной (ПГГПУ, г.Пермь) освещалась актуальная проблема развития умений работы со словом в тексте как способ формирования ценностного отношения к русскому языку.

Далее выступила доктор педагогических наук доцент кафедры методики преподавания русского языка О.Е. Дроздовой (г.Москва), она рассказала о формировании ценностных ориентиров школьников в процессе метапредметного обучения русскому языку.

Выступление заведующего кафедрой русского языка как иностранного КГУ им. Циолковского доктора педагогических наук Н.А. Исаевой (г.Калуга) показало развитие идей Аксиологической лингвометодики в поликультурном пространстве вуза в русле концепции научной школы А.Д. Дейкиной.

Ученики Почетного профессора А.Д. Дейкиной продолжили выступления в рамках секционных заседаний во второй день работы конференции, которая работала по трем направлениях.

Первое направление (18 докладов) было посвящено формированию ценностных ориентаций личности средствами учебного предмета «Русский язык».

Работа в рамках второго направления (17 докладов) была посвящена реализации аксиометодики на разных уровнях образовательного процесса по русскому в контексте сопряжения языка и культуры, соизучения языка и речи.

В третьем направлении (14 докладов) выступающими была представлена роль аксиологического подхода в обучении русскому языку в поликультурном пространстве.

В работе конференции участвовали в очном и дистанционном форматах более ста человек из 25 городов России и 5 зарубежных стран. По итогам конференции будет издан сборник научных материалов.

25 / 03 / 2024

Показать обсуждение