Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Сотрудники Института детства на заседании Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов

Новости МПГУ

4 апреля 2022 г. состоялось заседание Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов на тему «Об организации инклюзивного летнего отдыха детей-инвалидов (Поручение Президента Российской Федерации № Пр-2243, п.6 б) от 31 декабря 2020 г.)».

Мероприятие прошло под руководством руководителя Рабочей группы, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию, академика РАО, заведующего кафедрой тифлопедагогики дефектологического факультета Института детства Олега Николаевича Смолина.

Проблемная встреча объединила руководителей профильных министерств и ведомств:  с приветственным словом выступил Министр просвещения Российской Федерации  Сергей Сергеевич Кравцов, доклады зачитали заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексей Витальевич Вовченко и директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталья Александровна Наумова.

В заседании от МПГУ приняли участие директор Института детства, д.пед.н. Анна Алексеевна Алмазова; директор ИКП РАО, заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета, д.пед.н. Татьяна Александровна Соловьева; заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства, канд.психол.н. Луиза Игоревна Адамян.

Деятельность нашего университета была представлена в докладах сотрудников Института детства: вице-президента Российского общества Януша Корчака, профессора кафедры психологической антропологии Института детства, руководителя Учебно-научного корчаковского центра воспитания детей и молодежи МПГУ, д.пед.н. Ирины Дмитриевны Демаковой «От интеграции к инклюзии: Международный интеграционный корчаковский лагерь «Наш дом» (1993-2022г.)» и декана дефектологического факультета, канд.пед.н. Елены Владимировны Кулаковой «Подготовка вожатых как направление работы дефектологического факультета Института детства МПГУ».

И.Д. Демакова рассказала об истории лагеря, его традициях и особенностях включения в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Один из главных принципов лагеря – создание равных условий для всех категорий детей. Это требует особой подготовки вожатых и педагогов, которые должны создавать атмосферу поддержки и взаимопонимания внутри разновозрастного детского коллектива.

Е.В. Кулакова поделилась опытом организации вожатской практики на дефектологическом факультете – как важнейшей части учебного процесса, а также рассказала о реализуемых методиках по повышению качества вожатской работы, которая является отдельным педагогическим направлением, ведь здесь необходимы не просто знания психологии и педагогики, но и умение оказывать поддержку, быть эмпатичным и творчески настроенным.

В докладах участников совещания говорилось о сложностях, успехах и перспективах работы по организации отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья.  В рамках заседания Рабочей группы было отмечено, что в настоящее время наблюдается недостаточный уровень доступности отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в то время как он является важным средством  социальной адаптации ребенка и формирования инклюзивного общества. При этом были отмечены усилия общественных организаций и объединений родителей детей-инвалидов, Министерства просвещения Российской Федерации,  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и органов исполнительной власти ряда российских  регионов по развитию и поддержке практик инклюзивного летнего отдыха.

По итогам совещания были приняты решения и даны рекомендации, адресованные министерствам и ведомствам, касающиеся обозначенной проблемы, и в частности – Министерству просвещения: 1) разработать программы дополнительного образования для реализации в рамках  инклюзивных смен в организациях отдыха и оздоровления детей, а также рекомендации по примерному тематическому модульному наполнению таких программ, соответствующему возрасту, состоянию здоровья, особенностям психофизического развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) разработать требования к техническому и кадровому обеспечению, в которых могут реализовываться программы инклюзивного отдыха; 3) сформировать реестры организаций отдыха и оздоровления детей с указанием возраста и нозологической группы; 4) разработать рекомендации по комплектованию инклюзивных групп в организациях отдыха и оздоровления детей, включая рекомендации по возможности объединения детей-инвалидов с различными нарушениями здоровья между собой и с их здоровыми сверстниками; 5) создать и разместить на сайте ИКП РАО Методическую библиотеку игр, конкурсов и спортивных соревнований для инклюзивных детских коллективов.

05 / 04 / 2022

Показать обсуждение