8 ноября 2021 г. сотрудники Института детства приняли участие в работе II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ», проходившей на базе Института коррекционной педагогики РАО.
На пленарном заседании с докладом «Концептуальные подходы к разработке проекта ООП подготовки кадров в области обучения, воспитания и сопровождения обучающихся с РАС» выступила к.п.н., заведующий кафедрой олигофренопедагогики и специальной психологии Т.С. Никандрова.
Актуальный вопрос подняли д.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Л.А. Головчиц и к.п.н., старший научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО М.В. Переверзева в совместном докладе «Проектирование индивидуальных образовательных программ для дошкольников со сложными сенсорными нарушениями».
Директор Института детства, заведующий кафедрой логопедии, д.п.н. А.А. Алмазова совместно с к.п.н., заведующей лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ ИКП РАО Е.Л. Ворошиловой являлась модератором секции «Проблемы и перспективы современной логопедии». В рамках секции с докладами выступили преподаватель кафедры логопедии – к.п.н., доцент А.В. Лагутина, и преподаватель кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии – к.п.н, доцент О.В. Дружиловская.
О.В. Дружиловская подготовила доклад «Нейронаучное знание в логопедии». В своем выступлении она подчеркнула, что изучение нейронаук в педагогике расширяет и повышает компетентностные характеристики учителя-логопеда в диагностической, коррекционно-развивающей и исследовательской работе с детьми, а также обратила внимание на важность и необходимость знаний о деятельности мозга и знаний в области нейроонтогенеза в системе подготовки логопедических кадров.
А.В. Лагутина в своем докладе «Цифровые технологии в логопедии: новые возможности, риски и условия применения» показала возможность использования в логопедической практике интерактивных и онлайн цифровых технологий. Анастасия Владимировна подчеркнула, что применение в логопедии цифровых технологий, разработанных для детей с нормальным речевым развитием, требует обязательной их адаптации к особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В работе секции «Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: новые решения и перспективы» принимала участие к.п.н., заведующий кафедрой дошкольной дефектологии А.В. Кроткова с докладом «Подготовка бакалавров для работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата: проблемы разработки и реализации образовательной программы».
Д.п.н., профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии В.В. Ткачева выступала с докладом «Стратегия организации взрослой жизни лиц с умственной отсталостью» в рамках работы секции «Актуальные вопросы образования детей с интеллектуальными нарушениями». В докладе отмечено, что проблема социализации лиц с умственной отсталостью, а также и лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, подготовка их к самостоятельной жизни – сложнейшая, перешедшая из XX века в XXI век. Она остро стоит перед отечественной дефектологической наукой и практикой и в настоящее время.
Секцию «Воспитание в системе образования обучающихся с ОВЗ» модерировали д.п.н., профессор кафедры психологической антропологии И.Д. Демакова, к.п.н., декан дефектологического факультета Е.В. Кулакова и к.п.н., доцент кафедры логопедии М.М. Любимова.
В ходе работы секции были заслушаны доклады к.психол.н., и.о. заведующего кафедрой психологической антропологии Л.И. Адамян, к.филол. наук, доцента кафедры психологической антропологии Е.И. Адамян и старшего преподавателя кафедры психологической антропологии Е.Б. Колосовой («К вопросу о разработке примерных образовательных программ воспитания обучающихся с ОВЗ начального образования») и д.п.н., профессора кафедры психологической антропологии И.Д. Демаковой («Воспитательная деятельность современного педагога: смыслы, ценности, нюансы»).
Доклады подготовлены в рамках реализации МПГУ проектов «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью».
Трансляция конференции велась на канале Youtube.com, участники и слушатели отметили содержательность и практическую ценность представленных докладов.