15-16 октября 2021 г. в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Министерства культуры Российской Федерации прошел IV Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению. В работе форума приняли участие сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ доцент Елена Сергеевна Рычагова, старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и студенты 4 и 5 курса факультета начального образования Института детства Кристина Атаманова, Ирина Лякишева, Наталья Еремина и Екатерина Яковлева.
В рамках Фестиваля выступали члены жюри, ведущие специалисты по проблемам детского чтения З.А. Гриценко, Е.С. Романичева и Е.С. Рычагова. Они обратили внимание участников встречи на ключевые моменты, которые необходимо учитывать при разработке программы по приобщению детей к чтению. Кроме того, прошло награждение победителей IV Всероссийского конкурса авторских программ. Победители конкурса представили мастер-классы и открытые литературные занятия по авторским методикам.
Сотрудники кафедры психологической антропологии и студенты активно участвовали в нескольких линейках мастер-классов: «От текста к книге: доступные шаги» (автор Е.С. Романичева), «Классика для малышей» (автор Н.А. Чемезова), «Волшебные ключи игромастера» (авторы Т.В. Степаничева, С.Д. Артюхова), «Театральная книга: делаем книгу о театре» (автор Н.А. Графова) и «Библиоквест: играй, читай, узнавай» (автор В.Ю. Чарская-Бойко).
Деловое многогранное партнерство сотрудников кафедры психологической антропологии с Российской государственной детской библиотекой и коллегами из разных регионов России обогащает представление о лучших авторских практиках, способствует повышению качества образования студентов высших учебных заведений по направлению дошкольное образование и начальное образование.
Атаманова Кристина: «Мне очень понравился IV Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению. На нем мне удалось узнать много нового о различных библиотеках и их роли в привлечение детей к чтению книг. Ранее я не задумывалась о сложности проблемы отсутствия интереса детей к литературе, но теперь понимаю, что квест как самостоятельный, так и групповой может быть весьма действенным в данной ситуации. Кроме того, он даёт детям положительные эмоции, желание больше читать и интересоваться различными книгами. Ещё было довольно интересно узнать, как кукольный театр влияет на отношение ребенка к произведениям художественной литературы, на появление интереса не только к самой деятельности, но и к произведениям, которые можно разыгрывать».
Лякишева Ирина: «15 и 16 октября проводился IV Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению в Российской государственной детской библиотеке. Я смогла посетить три линейки мастер-классов, и в каждой из них была своя изюминка. Например, на «Классике для малышей» много рассказали о театре, видах театра и как библиотеки работают со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Там же мы побывали в роли детей и сами смастерили куколок из ниток. Это было очень увлекательно, познавательно и полезно. На мастер-классе «Волшебные ключи игромастера» показали как в библиотеке играют с детьми, какой реквизит для этого необходим, что в игре дети узнают о себе самих. Превращение в настоящих детективов возможно, а вот преступления, которые предстоит раскрыть, поможет найти и решить книга. И последний мастер-класс по порядку, но не по значимости – это «Библиоквест: играй, читай, узнавай». А вы знали, что можно проходить квест индивидуально, а не в группах? Вот на этом мастер-классе показали, как возможно реализовать такое в библиотеке и для этого потребуется бумага, принтер, ламинатор, ножницы и карандаши. На меня произвело неизгладимое впечатление посещение фестиваля, приобретение знаний о новых формах работы с детьми в библиотеках. Теперь есть пища для размышлений и открыты новые горизонты для развития своих профессиональных навыков».
Ерёмина Наталья: «15 октября я посетила IV Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению в Российской государственной детской библиотеке. Программа была настолько обширной, интересной и многогранной, что было довольно сложно выбрать тот или иной мастер-класс, на который хочется попасть больше всего. К моему огромному сожалению, мне удалось посетить только один из них. Но даже от этих 45 минут впечатлений осталось много. Мое внимание остановилось на мастер-классе под названием: «От текста к книге: доступные шаги». Спикером на данном мероприятии оказалась очень приятная женщина, ведущий сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России – Романичева Елена Станиславовна. Ведущая не только советовала нам полезную литературу, приводила яркие примеры из жизни, демонстрировала нам качественную наглядную презентацию, но и предлагала создать свою собственную работу, чтобы лучше понять принцип приема работы с детьми. Мы говорили о том, какие книги хороши для детей, какие лучше не использовать, почему именно и с чем это связано. В очередной раз, в потрясающем коллективе, состоящем из опытных педагогов и библиотекарей, мы поднимали такой важный вопрос, как воображение детей. Обсудили, почему так значимо развитие воображения. И, наконец, разбирались, какими способами, методами и приемами следует учить детей сочетать картинку и текст. Елена Станиславовна приводила много незабываемых примеров, много различных техник, которые передают в себе ту самую «игру со словами». Я поняла, что расположение слов, эксперименты с изображением предметов и значением выражений – это то, что действительно поможет ребёнку разобраться, как картинка связна с текстом, это поможет ему устанавливать причинно-следственные связи самостоятельно. Затем Е.С. Романичева предложила нам создать свою собственную картинку с текстом из стихотворения, чтобы мы сами попробовали сделать для детей понятную, красочную карточку, текст на которой был бы понятен ребёнку. Сначала я запаниковала, так как подумала, что не справлюсь с заданием. Но потом с огромным удовольствием влилась в деятельность. Это было познавательно, весело и, несомненно, полезно. Каждый участник создавал свою карточку, используя только две строчки из стихотворения, подручную канцелярию, фантазию и хорошее настроение. Работы проучились разными: забавными, оригинальными и красочными. Время пролетело незаметно. На меня этот мастер-класс произвёл не только познавательный, но и релаксирующий эффект. Я уже не первый раз посещаю мероприятия в РГДБ, но каждый раз получаю какие-то новые для себя эмоции, совершаю необычные открытия. Теперь я буду стараться приезжать на разные встречи и фестивали в детскую библиотеку как можно чаще! Мне очень повезло, что я имею такую возможность. В завершении хочется сказать огромное спасибо организаторам фестиваля за то, что студенты, педагоги и многие другие могут посещать подобные мероприятия. Это действительно здорово!»
Яковлева Екатерина: «У нас была возможность посетить IV Всероссийский фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению в Российской государственной детской библиотеке. Мероприятие очень интересное. Мы познакомились с разными авторскими программами и смогли посетить мастер-класс. Было много достойных работ, с которыми можно и нужно познакомиться поближе. Я решила посетить мастер-класс Романичевой Елены Станиславовны «От текста к книге: доступные шаги» Елена Станиславовна – ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ. Она прекрасная женщина. Грамотно и просто рассказала нам о такой вещи, как «Арт-бук» и предложила самим сделать свою карточку (арт-бук). Рассказала, какие функции выполняют эти карточки, как правильно сделать ее. Атмосфера на мастер-классе была замечательная! Было интересно и познавательно, но в тоже время весело. Спасибо библиотеке за сборник «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» (выпуск 4). В нем собраны программы литературных занятий, авторы которых заняли призовые места на II и III Всероссийских конкурсах авторских программ по приобщению детей к чтению. Теперь у меня есть возможность изучить эти работы».