Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о том, какие трудности может испытывать молодой педагог после окончания университета и как с ними можно справиться.
Начало карьеры в области педагогики может быть вызовом для новоиспеченного учителя. Все педагоги сталкиваются с разнообразными задачами, новой ответственностью и проблемами, которые нужно научиться решать. Мы взяли интервью у двух педагогов, которые в прошлом году закончили университет, а сейчас работают в общеобразовательных школах. Они с радостью ответили нам на несколько вопросов, часто волнующие студентов педагогических вузов.
Какие знания пригодились из университета?
Екатерина Антоновна, учитель начальных классов: «Как учителю начальных классов, в работе мне очень помогает знание возрастной психологии обучающихся, а также знание методики преподавания учебных предметов».
Елизавета Петровна, учитель биологии: «Лично мне действительно пригодились знания основных принципов педагогики и психологии, методики преподавания предмета, ну и куда без понимания основ инклюзивного образования и знания специфических особенностей детей с различными нарушениями».
Как молодому специалисту найти работу?
Екатерина Антоновна, учитель начальных классов: «Попробовать составить грамотное резюме, указав свои профессиональные навыки и личностные качества».
Елизавета Петровна, учитель биологии: «Лично мне помогло участие в карьерных ярмарках, они организуются как самими университетами, так и различными образовательными агентствами. Это отличная возможность встретиться с представителями школ, узнать о вакансиях и подать свое резюме».
Как бороться со стрессовыми ситуациями в самом начале пути учителя?
Екатерина Антоновна, учитель начальных классов: «Я могу дать 4 совета, которые действительно помогли мне и моим коллегам в самом начале пути:
- найти поддержку в лице единомышленников;
- научиться планировать свою деятельность;
- концентрироваться больше на удачах, но также стараться делать выводы из неудачных ситуаций;
- необходимо научиться переключаться с работы на другие дела, хорошо было бы завести какое-нибудь хобби».
Елизавета Петровна, учитель биологии: «Начало это всегда сложно, а уж тем более в работе учителя. Ну что я могу посоветовать, для начала начните составлять план своих занятий, управляйте временем и создавайте организованные списки задач. Ставьте перед собой только достижимые цели и ожидания, не хватайте звезд с неба, не все дети одарённые. Соблюдайте режим сна и отдыха, питайтесь правильно и уделяйте время любимым занятиям. И, наверное, главный совет: помните, что никто не совершенен, и каждый сталкивается с трудностями на начальном этапе своей карьеры, у всех бывают сложные ситуации как с учениками, так и с родителями, нужно научиться отпускать весь негатив, если сложно самому справится, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам».
Переход от университета к самостоятельной педагогической деятельности может быть сложным. Но с правильной подготовкой и поддержкой это вполне осуществимо. Мы надеемся, что советы учителей смогут помочь тем, кто только планирует или уже начинает работать в сфере образования.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 3 курса дефектологического факультета
Редактор: Софья Шустова, студентка 1 курса дефектологического факультета
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 2 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования