«Ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь» – Плутарх
Эти мудрые слова древнегреческого философа обретают особый смысл каждое лето, когда студенты педагогических специальностей оказываются лицом к лицу с реальной работой с детьми.
Среди всех мест, где будущие педагоги и психологи проходят свою практику, особое место занимает и легендарный Международный детский центр «Артек» с почти вековой историей.
В далеком 1925 году, когда страна только оправлялась от потрясений Гражданской войны, Зиновий Петрович Соловьев, председатель исполкома Советского общества Красного Креста, выдвинул идею создания специального места для оздоровления детей. Именно связь с Красным Крестом стала ключевой в рождении лагеря — организация искала действенные способы помочь детям, особенно тем, кто пострадал от последствий войны и разрухи.
Первоначально «Артек» задумывался как санаторий для детей, страдающих туберкулезом, с использованием принципов отдыха, труда и общественной деятельности. Уникальное расположение на южном берегу Крыма, где целебный морской климат сочетается с живописной природой, делало это место идеальным для детского оздоровления. 16 июня 1925 года в лагере разместились первые 80 пионеров — детей в возрасте от 10 до 14 лет. Они жили в простых брезентовых палатках, но уже тогда программа включала не только оздоровительные процедуры, но и образовательные мероприятия, творческие занятия.
Время показало дальновидность основателей. С годами «Артек» превратился из небольшого палаточного лагеря в крупнейший детский центр, который принимал детей со всего мира. За почти столетнюю историю через его смены прошло более миллиона детей из разных стран. Сегодня «Артек» продолжает традиции, заложенные его основателями, сочетая оздоровление с образованием и творческим развитием детей.
Именно в этом историческом месте проходила летнюю практику Юлия Синицина, студентка 2 курса Института педагогики и психологии.
Современные исследования в области педагогики и психологии неоднократно подтверждают тот факт, что практический опыт является важным этапом в профессиональном становлении специалиста. Согласно работам отечественных ученых, именно в период летней практики происходит интеграция теоретических знаний с реальностью, формируется профессиональная идентичность и развиваются те компетенции, которые невозможно получить исключительно в аудитории Института.
Опыт Юлии — яркое подтверждение того, как теория оживает в практике, как вековые традиции «Артека» помогают молодым специалистам понять суть своей будущей профессии. Мы поговорили с Юлией о том, как знания, полученные на лекциях и семинарах превращаются в настоящую деятельность, какие открытия ждут будущих психологов в работе с детьми и как изменяется понимание профессии после практики в легендарном лагере:
— Юлия, какие методы работы с детьми оказались наиболее эффективными, была ли какая-то игра, которую ты придумала сама и она сработала на 100 % ?
— «Я придумала игру “Алфавит”, где дети объясняют загаданные слова через одну букву. Например, слово “повар” через букву “М” — это “меню”, “мясо”, “молоко”, а остальные угадывали. Эта игра не только развивает интеллект, но и помогает детям лучше понимать друг друга, и она сработала на 100% — все были вовлечены и смеялись!», — делится Юлия своим открытием.
Когда ребенок создает такие ассоциативные цепочки, происходит не просто интеллектуальное упражнение — развивается ассоциативное мышление, формируются навыки коммуникации, укрепляется групповая сплоченность. В психологии давно установлено, что игровая деятельность является ведущей в детском возрасте, но только практика показывает, как это знание превращается в живой инструмент работы с детьми.
— Что стало для тебя главным психологическим открытием?
— «Самое важное — это научиться активно слушать детей. Был у нас один мальчик, его звали как великого полководца, но в начале смены он был очень замкнутым и скромным. А к концу стал настоящим лидером отряда. Его трансформация вдохновила меня и показала, как важно создавать комфортную среду для раскрытия потенциала каждого», — вспоминает Юля.
Особенно ценен тот момент осознания важности активного слушания — фундаментального принципа, изучаемого еще на первом курсе. Трансформация того мальчика от робкого новобранца до лидера группы, это живая иллюстрация концепции зоны ближайшего развития Л.С.Выготского, где взрослый создает условия для раскрытия потенциала ребенка.
— Есть ли у тебя практические навыки или методы для работы с детским коллективом, с которым ты хотела бы поделиться?
— «Есть один лайфхак, который я обязательно расскажу однокурсникам, — это смена дежурного отряда каждый день. В моем отряде не было постоянного капитана, дети каждый вечер выбирали нового. Это не только помогает проявить лидерские качества каждому воспитаннику, но и укрепляет дружеские связи, создает атмосферу поддержки и доверия в группе», — рассказывает Юлия о методе.
Исследования в области психологии показывают, что лидерские качества формируются в процессе деятельности, а не являются врожденными характеристиками. Метод, рассказанный Юлией – прекрасное понимание принципов ротации ролей, которые способствуют развитию социальных навыков у каждого участника группы. Когда дети каждый вечер выбирают нового лидера, происходит не просто демократическая процедура — развиваются навыки принятия решений, формируется ответственность, укрепляется групповая динамика. Современные исследования в области социальной психологии подтверждают, что такая практика способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации.
Летняя практика для студентов Института педагогики и психологии это время, когда абстрактные понятия наполняются конкретным содержанием. Это время, когда будущий специалист учится не только применять знания, но и чувствовать, понимать и сопереживать. Каждый день практики добавляет новые краски в палитру профессионального мастерства, каждая детская улыбка или слеза становится уроком, который невозможно получить ни в одной аудитории. И когда в конце смены студент понимает, что дети изменили не только его представления о профессии, но и его самого, можно сказать, что практика достигла своей главной цели — формирования не просто специалиста, а человека, способного зажигать огонь в детских душах.