Проект
«родился из ощущения исчезновения старинной музыки
и невозможности её удержать в той полноте,
которую ты сам видел.
Из желания, чтобы деревенские музыканты,
хотя бы на экране возникали перед нами,
чтобы они были участниками нашего общения»
(М. Горшков)
27 сентября 2019 года мы посетили лекцию, посвящённую Марии Алексеевне Бочаровой, знаменитой кугикальнице из деревни Будище. Встреча проходила в рамках проекта «Слушай музыку», о котором никто бы из нас не узнал, если бы наш преподаватель не предложил таким образом провести необычную лекцию, вне стен нашего университета.
Ожидания от встречи были разные, к тому же никто из нас не знал, что такое кугикли (см. фото) и кто такая Моречка, однако впечатления превзошли все ожидания!
Во-первых, когда я пришла в ЦДК, возникло чувство, будто попала в единую семью. Было ощущение, что все давно друг друга знают, обращаются друг к другу по имени, называют какие-то, всем известные (но не нам) фамилии.
Во-вторых, ведущий, Михаил Михайлович Горшков, обращался к нам по-отечески и, что немного расстроило в начале, так, будто мы не понимаем, с чем соприкоснёмся.
Последнее было, на самом деле, правдой. Если бы мы просто послушали музыку Марии Алексеевны и посмотрели видео про неё, то эффект наверняка был бы менее яркий. С одной стороны, мы никогда ещё не соприкасались с таким искусством, да и музыкальное образование есть не у всех. С другой – в данном случае слушало сердце, а ему всё равно!
Про сердце я заговорила не просто так: уже поздно вечером, когда шла домой от метро, поняла, что моя душа встревожена. Что-то внутри говорило мне, что это было знакомство с гением, которого уже нет в живых, а это, в свою очередь, стало навевать грусть и размышления о вечном.
Фраза, с которой М. Горшков начал встречу и которую настойчиво советовал нам уяснить, звучит примерно так: «Мы поняли, что вместе со смертью Моречки умрёт и её музыка, нужно узнать и научиться как можно большему». Следом Марина Крюкова (ученица М.А. Бочаровой) добавила, что нужно продолжать традиции и только от нас зависит, будет ли искусство игры на кугиклах жить дальше.
Мне же кажется, что дело здесь далеко не в игре на этом экзотическом инструменте, ведь история музыки сохраняет память о возникновении и отмирании разных приспособлений для передачи музыки. Безусловно, они влияют на то, каким мы слышим звук, но сами ноты, их высота остаётся прежней. Дело именно в том, что Мария Алексеевна была музыкантом планетарного масштаба, гением не меньшим, чем Моцарт. Хотя в ходе обсуждения её называли джазменом! Нужно просто услышать эти ритмы, чтобы всё понять. Здесь можно говорить много и отдельно, так как для меня джаз – это музыка народа и я не вижу ничего удивительного в услышанной мелодии относительно сравнения с джазом. От Моцарта её отличает только известность, которая намного скромнее. Вся трагедия состоит, как мне кажется, в том, что таланта больше нет. Как бы мы ни пытались научиться играть на этих стеблях, как бы мы ни копировали её ритмы, мелодию, пытались понять полёт мысли и технику, ничего не выйдет! Всё, этот человек остался в вечности и в ней будет пребывать с тем, что удалось высказать.
Музыка – это универсальный язык, который позволяет общаться душам без слов и дополнительных символов, даже если это просто запись. Безусловно, сложно представить себе ту энергетику, которая исходила вживую, непосредственно от человека, но нам повезло. В этой истории есть и радостные моменты. Благодаря этнографическим экспедициям Михаила Горшкова и других ценителей у нас есть видео- и аудиозаписи, мы можем познакомиться через них с личностью, услышать мастерство, прикоснуться к другим сферам бытия.
Я благодарна Елене Михайловне, что мы побывали на такой лекции, Михаилу Михайловичу Горшкову, который потратил годы свой жизни на запись и обработку полученной информации, а также всем людям, которые сохраняют энтузиазм и продолжают собирать заметки о нашем народе, ведь только благодаря им мы открываем те сокровища, которые ушли бы безвозвратно.
Впечатлениями поделилась
студентка 101 группы
вечернего отделения
Института филологии
Алена Зольникова