24 июня 2023 г., в День славянской культуры и письменности, прошла торжественная церемония закрытия Всероссийского смотра-конкурса “Планета детей” (с международным участием), которая была проведена Институтом детства по итогам общественного и профессионального голосования за лучшие творческие и научно-методические проекты – рабочие тетради по организации самостоятельной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста.
Церемонию открыли д.п.н., директор Института детства А.А. Алмазова как председатель организационного комитета, к.п.н., зав. кафедрой дошкольной дефектологии А.В. Кроткова как сопредседатель, а также д.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Л.А.Г оловчиц как председатель жюри. Ее значимость для диалога культур и межнационального научно-методического сотрудничества подчеркнул Томас Хенчель – один из членов организационного комитета, руководитель образовательной компании WFS Bildungs gUG, руководитель агентства Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. (“Агентство международного сотрудничества по развитию образования”), Берлин, Германия); советник президента Российской муниципальной академии (РМА), полномочный представитель академии в Евросоюзе: “Дорогие друзья, коллеги, здравствуйте. Рад поддержать и поприветствовать организаторов и участников такого замечательного творческого и социально – значимого конкурса “Планета детей”. Конкурс поддерживает творческую инициативу педагогов и студентов, помогает транслировать их практические разработки, мотивируя к развитию профессиональных компетенций специалистов системы образования. Также, важно, что конкурс помогает обратить внимание общества на актуальные вопросы поддержки семей детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде и в социуме в целом… Несмотря на сложные ситуации в мире важно сохранять международные научные, образовательные и культурные связи, вместе созидать и сотрудничать на благо мира и будущего детей”.
Приобщиться к атмосфере церемонии можно благодаря видеозаписи трансляции на Ютьюбе. Ее особенность отметили члены жюри своими творческими идеями, обобщающими выводами и обратной связью участникам конкурса:
- К.псих. наук, доцент, и.о. директора института специального образования и психологии, начальник департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского Е.В. Ушакова.
- К.п.н., доцент кафедры теории и методики специального образования УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы” Н.И.Акопян.
- К.п.н., доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ Ю.Н. Родионова.
- Эксперт, учитель-логопед высшей категории, автор интерактивных игр, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии и постоянная ведущая вебинаров ООО “Мерсибо” Е.А. Суслова.
- Директор по развитию ЦПР и КП “Лиловый слон” И.Н. Вельгоша.
В конкурсе участвовал 41 творческий проект, в финал вышло 18: общественное голосование, в котором участвовали более 22000 человек из 17 стран мира, выдвинуло в число победителей свои 9 проектов, а профессиональное, в состав которого входили представители науки, вузов и методических служб образовательных организаций и НКО из России, Беларуси и Германии – свои 9 проектов.
Во время церемонии были объявлены победители в трех номинациях:
1 номинация: Рабочая тетрадь по развитию речи и формированию целостной картины мира.
В общественном голосовании победили:
- “Путешествие в страну билингизма”: интерактивная тетрадь для исследования коммуникативно-речевых компетенций детей-билингвов старшего дошкольного возраста О.А. Гюргюч (проект с международным участием: Россия – Турция).
- “Занимаемся всей семьей” Н.А. Хацкевич и Т.Н. Дятко (МБДОУ “Детский сад 38”, МБОУ “СОШ № 16″г. Усолье -Сибирское Иркутской области).
- Интерактивная тетрадь «В доме: тут и там» студентка Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ” Е.Д. Зинченко (г. Москва).
В профессиональном голосовании победителями стали:
- “Времена года”: рабочая тетрадь по развитию речи и формированию целостной картины мира у старших дошкольников с нарушениями слуха студентов дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ” П.В. Балакшиной, Л.В. Васиной, Д.А. Чубаровой, В.О. Яковлевой (г. Москва).
- “Путешествие в страну билингизма”: интерактивная тетрадь для исследования коммуникативно-речевых компетенций детей-билингвов старшего дошкольного возраста О.А. Гюргюч (проект с международным участием: Россия – Турция).
- Рабочая тетрадь “Приключения муравья Чика” для детей с ОНР магистрантов программы “Нейродефектология и комплексная реабилитация лиц с нарушением коммуникации” Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ” А.Г. Беридзе, А.А. Ведищевой, Е.С. Левченко, М.А. Самсоновой (г. Москва).
2 номинация: Рабочая тетрадь по развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим миром.
В общественном голосовании победили:
- Тетрадь “Чудеса в тетрадке: я познаю мир” А.А. Сидельниковой (ГБОУ Школа № 1538 г. Москвы).
- Интерактивный математический тренажер “Масематика для малышей: изучаем математику вместе с гномом Масей” Н.В.Дидечко (МБДОУ № 8 “Звездочка”, г. Сальск Ростовской области).
- Тетрадь “Тайны планеты Земля” И.С. Мурылевой, С.А.Барбашовой, О.В. Речиц, Л.Е. Гуриной (ГБОУ Школа г. Москвы № 1554 (художники – М.В. Чурилина, П.А. Денисова)).
В профессиональном голосовании победителями стали:
- Тетрадь “Тайны планеты Земля” И.С. Мурылевой, С.А. Барбашовой, О.В. Речиц, Л.Е. Гуриной (ГБОУ Школа г. Москвы № 1554 (художники – М.В. Чурилина, П.А. Денисова)).
- Тетрадь “Приключения льва” для детей с ОВЗ О.Ю. Бахтиной, К.В.Смирновой (МАДОУ “Детский сад № 49 комбинированного вида”, г. Великий Новгород).
- Тетрадь “Мастерилки с цифрами” для детей с ЗПР и РАС Е.Г. Тереховой, А.В. Малышевой (ГБОУ СОШ № 69 имени Б.Ш. Окуджавы, г. Москва), и коллектива студентов 3 курса отделения дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ”: А. Арчуковой, К. Бодуновой, С. Винокуровой, П. Демидовой, М. Зайцевой, А. Лозовой, М. Максимовой, Е. Солодовниковой, А. Толмачевой, А. Фищевой, А. Волковой, Е. Толстенко, О. Лев, К. Наёк.
3 номинация: Рабочая тетрадь по развитию фонематического восприятия, обучению произношению и грамоте.
В общественном голосовании победили:
- “Осень”: рабочая тетрадь для детей 3-7 лет, с ОНР и ЗПР С.Н. Петровой, И.В. Семенюк (МУ Центра “Стимул”, Ярославская область, Тутаевский муниципальный район).
- Тетрадь «Прятки с гласными» для детей с ОНР сотрудников ГБОУ СОШ № 69 г.Москвы: М.В. Павловской, И.Г. Галактионовой, Л.И. Мишенко и студентов 3 курса Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ”: А. Ивановой, А. Шуровой, Я. Алексеевой, А. Новощинской, М. Серченко, Е. Вергуновой, П. Черняевой, Д. Череновой, Н. Зибровой, А. Мишечкиной.
- “Путешествие Мишки в стране Шипящих звуков»” для детей с ФФН и ФФНР (по постановке звуков [Ш],[Ж],[Ч],[Щ] с использованием зондов Н.В. Микляевой и приёмов рефлекторно-сегментарного массажа языка) магистрантов программы “Теоретическая и прикладная логопедия” Института детства ФГБОУ ВО “МПГУ” А.Т. Босый, М.Е. Инюшкиной, Е.Ю. Киреевой, Ю.С. Киричек, С.С. Саблиной, С.А. Скабиной.
В профессиональном голосовании победителями стали:
- “Упрямые звуки и буквы: дружим и играем”: рабочая тетрадь для детей с ОНР и РАС 6-7 лет С.А. Плуталовой (ГКУСО МО “Семейный центр помощи семье и детям «Красногорский»”, ГАУСО МО “Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации”, г. Красногорск).
- Рабочая тетрадь по обучению грамоте слабовидящих младших школьников А.А. Тереховой, Е.О. Газенкамф – студентов Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева (г. Красноярск).
- Рабочая тетрадь «Учусь грамоте» для старших дошкольников с ТНР Д.А. Евсеевой, студентки Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО “МПГУ”.
Проекты, которые больше всего скачивались и получили большой отклик со стороны педагогов-практиков и родителей детей с ОВЗ по результатам апробации за полгода (с февраля по май 2023 года), вошли в специальную номинацию “Большое сердце” и были предложены участникам общественного голосования для дополнительного голосования смс-пожертвованиями в фонды помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии: “Линия жизни” и “Живи, малыш”. По итогам такого голосования было собрано 1.600.600 рублей, которые пошли на реабилитацию детей. Победителями в данной номинации и обладателями Специального приза “Большое сердце: участие в смс-голосовании по сбору пожертвований в фонды помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на реабилитацию” стали:
- Тетрадь “Чудеса в тетрадке: я познаю мир” А.А. Сидельниковой (г. Москва);
- Тетрадь “Приключения льва” О.Ю. Бахтиной, К.В. Смирновой (г. Великий Новгород);
- “Занимаемся всей семьей»” Н.А. Хацкевич, Т.Н. Дятко (г. Усолье -Сибирское Иркутской области);
- Интерактивный математический тренажер “Масематика для малышей: изучаем математику вместе с гномом Масей” Н.В. Дидечко (г. Сальск Ростовской области);
- Рабочая тетрадь “Учусь грамоте” Д.А. Евсеевой (г. Москва).
Дипломы победителей и памятные подарки получили все лауреаты: флешки и полугодовую или трехмесячную онлайн-подписку на компьютерные игры ООО “Мерсибо”; сертификаты с 5-ю книгами, скидками на продукцию и комплект программно-методических пособий от ТЦ “Сфера”; альбомы с лидерскими мастерскими и комплексной программой “Восходящие звездочки” от ООО “Аркти”; бонус от “болельщиков” – родителей детей с ОВЗ в виде электронной энциклопедии “Мир животных” и комплекта интерактивных карточек “Алфавит” с изображениями животных фирмы “Октагон”.
В честь победителей состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие детские и взрослые творческие коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области. Отдельную радость доставили магистранты и выпускники кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства, которые пришли поддержать всех участников.
Такая традиция кафедры дошкольной дефектологии, организатора данного мероприятия – ежегодно проводить фестивали и конкурсы, объединяющие студентов, выпускников и педагогов-практиков, преподавателей – будет продолжать и дальше. Приглашаем всех в следующем учебном году к участию в Международном фестивале “Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ”.