Внеучебная деятельность педагога разнообразна и увлекательна. И волонтерство способствует созданию у широкой аудитории представления о воспитательной, культурно-просветительской роли педагогов, интегрированной в образовательный процесс.
«ИИЯ. Моя Россия» – это многоцелевой и многоплановый проект Института иностранных языков МПГУ, включающий в себя различные взаимосвязанные направления работы. Профориентационная, культурно-просветительская, наставническая деятельности реализуются в ходе волонтёрской работы студентов ИИЯ и других подразделений МПГУ по организации конкурсов, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи. Сами конкурсы представляют собой циклический учебно-методический комплекс, включающий значительную воспитательную составляющую в виде волонтерской практики.
Текущие конкурсы – международный «Расскажи миру о своей Родине» и всероссийский «Гимн России понятными словами» – реализуются при всесторонней поддержке МПГУ. Куратором проекта со стороны МПГУ, а также членом Почётного жюри конкурсов выступает Ананьина Татьяна Сергеевна, заместитель директора ИИЯ МПГУ.
В декабре 2024 года в рамках Межрегионального форума «Патриот – это я!» состоялась торжественная церемония награждения победителей VIII Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами», в организации и проведении которой активно участвовали сотрудники МПГУ и студенты, волонтёры проекта «ИИЯ. Моя Россия».
Всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами» – это творческий историко-культурологический проект, направленный на патриотическое воспитание подрастающих поколений нашей страны и содействие в реализации поручения Президента и Правительства РФ об использовании в образовательных учреждениях государственной символики. Название конкурса говорит само за себя – участники выбирают слова из Гимна РФ и в творческой и красочной форме объясняют их значение доступными им средствами и словами. Особенностью проекта является то, что он реализуется при тесном взаимодействии представителей разных поколений, что еще более способствует развитию личностных качеств участников, преемственности традиций, сохранению семейных и общественных ценностей и укрепляет сплоченность нашего общества.
Создателем и организатором конкурса является Аверкиева Екатерина Владимировна, президент АНО «Инновационный центр развития и воспитания детей и молодежи», старший преподаватель кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования ИИЯ МПГУ.
Руководителем конкурса является Бычкова Полина Евгеньевна, выпускница бакалавриата ИИЯ МПГУ, а руководство волонтерской командой осуществляет Назар Арина, студентка 312/2 группы направления подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)».
В чем же конкретно заключалась работа наших волонтеров? Опуская сейчас рассказ о значительной работе по организации самого конкурса, которая заслуживает отдельного внимания, расскажем о подготовке и проведении церемонии награждения его победителей.
Начнем с того, что в этом году на конкурс «Гимн России понятными словами» было подано около четырех тысяч работ из всех 89 регионов РФ и 3 зарубежных стран, включая 288 работ из вновь присоединенных территорий: 138 работ из ЛНР, 122 работы из ДНР, 15 работ из Херсонской и 13 из Запорожской областей. Все эти работы необходимо было не просто механически просмотреть, а сосредоточенно и, главное, справедливо, изучить и оценить. И наши студенты старательно помогали с проверкой работ, проводя их первичную экспертизу. Далее работы передавались членам экспертного жюри, с которыми также нужно было связаться и довести до их сведения критерии оценки.
По итогам конкурса волонтёрам было необходимо позвонить участникам и наставникам, а также партнерам проекта, поблагодарить всех за проделанную работу и внимание к конкурсу, уточнить, есть ли у тех возможность лично присутствовать на церемонии, и ответить на сопутствующие вопросы. За несколько дней до события волонтёры собрались на месте, чтобы подготовить призы и сверить списки гостей.
Очень кропотливо вырабатывалась структура рассадки, очередность вручения подарков, чтобы все победители получили заслуженные внимание и награды. Накануне мероприятия была проведена онлайн-встреча волонтеров, на которой они получили подробные инструкции. У каждого было свой план действий, продуманный до мелочей – одни ребята встречали и сопровождали гостей, другие – представителей прессы и съёмочные группы, отдельная группа вручала призы победителям на сцене.
В течение всей подготовки мероприятия и его проведения студенты всегда оставались на связи с участниками и гостями церемонии. Ребята встречали гостей в холле Дома Правительства Московской области, где проходила церемония, и сопровождали их до конца мероприятия. Никто из участников события не остался без внимания и поддержки.
Опыт подобной деятельности, безусловно, пригодится студентам педагогических направлений. Во-первых, для педагога очень ценен навык общения с разными людьми – самими участниками, их родителями и учителями, представителями руководства образовательных учреждений, партнерских организаций. Педагогическая деятельность включает умение правильно донести и разъяснить свою мысль, суметь привлечь и удержать внимание, направить в нужном направлении. Любознательность, стремление к самосовершенствованию, саморазвитию – вот то, что должен уметь взрастить педагог-наставник в своем подопечном.
Во-вторых, благодаря подобным мероприятиям, будущие педагоги учатся обобщать, структурировать, планировать. Учатся умению корректно и вежливо выйти из любой ситуации, ведь в организационном процессе постоянно встречаются различного рода неточности и недопонимания, однако наши волонтеры успешно с ними справляются!
Впечатлениями о своем опыте волонтерской деятельности поделилась Пермякова Юлия, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образования с двумя профилями подготовки: Иностранный язык (китайский) и Русский язык как иностранный» ИИЯ МПГУ:
«На Церемонии награждения VII Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами» я была ответственной за вручение призов конкурсантам. Я отвечала за их сортировку, упаковку и доставку до места проведения церемонии, а во время самого мероприятия я следила за тем, чтобы награды выносили на сцену в нужное время и в полной комплектации. Работа очень ответственная, так как эти награды заслужены и дарят огромную радость всем присутствующим на церемонии. И я благодарна за то, что мне доверяют ее уже в 4 раз!
Для меня участие в волонтерской деятельности — это возможность внести свой вклад в патриотическое воспитание детей, совершенствовать мои организаторские способности и развивать лидерские качества!
Я рада, что вновь помогла создать яркий праздник для детей-участников, их родителей и гостей церемонии!».
Наши студенты сумели очень достойно представить МПГУ на столь значимом мероприятии! Ребята сами рассказывают о своей работе в Видеорепортаже, созданном по итогам проведения церемонии награждения победителей VIII Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами» Пахомовым Дмитрием Николаевичем, начальником Отдела видеотехнологий Управления протокольных мероприятий МПГУ.
Педагоги – это те, кто любят людей и отдают им часть своей души. И волонтеры, проявляя человечность и оказывая помощь другим, познают это чувство, раскрываются для будущей профессии и утверждаются в своем выборе. Вклад волонтёров в организацию конкурсов значителен. Каждому удается проявить свои лучшие качества, совершенствоваться в них и помочь другим всецело насладиться участием и сопричастностью к общему делу и его результатам.
Куратор проекта «ИИЯ. Моя Россия» Ананьина Татьяна Сергеевна выразила благодарность его участникам:
«Мне бы хотелось, во-первых, еще раз сердечно поблагодарить организатора конкурсов Аверкиеву Екатерину Владимировну, нашу коллегу, замечательного человека и прекрасную женщину, которой удается собирать вокруг себя энергичных неравнодушных людей. В трудное время, когда нам всем необходимо объединять усилия для будущего, для укрепления суверенитета страны, эти конкурсы являются хорошим подспорьем для патриотического воспитания в процессе творческого взаимодействия и отличной возможностью для наших студентов на практике попробовать свои силы в различных аспектах педагогической деятельности, раскрыть свои таланты и получить опыт работы в команде.
А во-вторых, мне бы хотелось подчеркнуть, что вклад ребят в это доброе дело огромен, потому что вся практическая работа по его реализации лежит на их плечах, и они с этим прекрасно справляются! Да, изнутри мы всегда видим какие-то недочеты и огрехи в работе, но это значит, что нам есть, что развивать и улучшать. И мы будем стараться, потому что видим результат – радостные лица победителей, благодарные родители, которые пишут нам в чаты о том, как меняются их дети в процессе подготовки, кто-то из участников поступает к нам в ВУЗ, кто-то из студентов, уже работая в школе, становится прекрасным наставником! Это замечательно и очень вдохновляет!
А еще очень хорошо то, что именно студенты Института иностранных языков составляют костяк команды волонтёров, это очень важно, в первую очередь, для их самоидентификации – у ребят, увлеченных иностранными языками и культурами, есть прекрасная возможность осознать, какую важную роль играет их Родина в мировой истории и культуре, сбережении мира для всех народов».
Сайт Организатора и Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами»
Присоединяйтесь к нашей команде волонтёров по ссылке.
Над текстом работали:
Фильченкова Алина, студентка группы 113/1 направления подготовки «Педагогическое образования с двумя профилями подготовки: Иностранный язык (китайский) и Русский язык как иностранный»,
Баринова Алиса Сергеевна, сотрудник учебного отдела, студентка группы 210/1 направления подготовки «Педагогическое образование: Иностранный язык (китайский) и Иностранный язык (английский)» ИИЯ МПГУ.
Фотографии предоставлены:
Савиным Сергеем Леонидовичем, главным специалистом Отдела технического сопровождения мероприятий МПГУ,
Гребневым Никитой Андреевичем, старшим преподавателем кафедры романских языков им. В.Г. Гака ИИЯ МПГУ,
Леонтьевой Светланой, студенткой 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки: Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий)».