Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Участие представителей Института детства в работе XII круглого стола студентов, магистрантов и молодых исследователей в Российской государственной детской библиотеке

Новости МПГУ

19 мая 2021 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства – доцент Е.С. Рычагова, старший преподаватель И.Н. Воробьева и студенты 4 курса факультета начального образования Полина Ежова, Мария Колянова, Наталья Еремина, Екатерина Яковлева приняли участие в работе XII Ежегодного круглого стола «Роль чтения в развитии личности ребенка».

Ответственным за организацию круглого стола являлся отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). С приветственным словом к участникам встречи обратились заведующая отделом Е.А. Колосова, к.социол.н. и ведущий круглого стола А.В Березина, к.психол.н., доцент.

Участники мероприятия обсуждали следующие темы: теоретические аспекты изучения детского чтения и детской литературы; влияние чтения на развитие дошкольника, младшего школьника, подростка; семейное чтение как практика психического развития ребенка; роль книги в воспитании будущего читателя; онлайн-практики по приобщению детей, подростков и юношества к чтению и др. Студенческая молодежь не только выслушала глубокие выступления специалистов, но и включалась в дискуссию по актуальным вопросам.

Большой интерес и содержательный отклик вызвал доклад студенток Полины Ежовой и Марии Коляновой на тему: «Читательские интересы младших школьников: по результатам анкетирования». В выступлении студентов подчеркивалась ценность чтения и литературного развития учащихся младших классов. Они рассматривали проблему, связанную со сложностью освоения предмета «литературное чтение», размышляли над вопросами: «Любят ли читать современные младшие школьники, а если любят – то какие книги предпочитают? Как помочь тем ученикам, которым тяжело структурировать текст на смысловые части, анализировать длинные произведения, отвечать на вопросы учителя по содержанию?»

Надеемся, что студентов и преподавателей Института детства ждет еще много интересных содержательных встреч и делового партнерства с сотрудниками РГДБ, направленных на формирование будущего читателя и распространение ценностного отношения к книге как важнейшему фактору духовной жизни человека.

Колянова Мария: «На ежегодном круглом столе студентов, аспирантов и молодых исследователей в РГДБ основной темой была “Роль чтения в развитии личности ребенка”. Из всех представленных докладов я хочу отметить доклад Асаевой Екатерины Сергеевны “Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста при восприятии литературных произведений на примере знакомства с персонажами славянской мифологии”. Очень интересно было узнать на конкретных примерах, как воспитатель может заинтересовать детей какой-либо темой! Также интересным и познавательным мне показался доклад Кулаковой Анны Викторовны “Книжный клуб онлайн для младших школьников”. Опыт данного докладчика позволил познакомиться со средствами, навыками, способами взаимодействия с детьми разного возраста с целью формирования у них интереса к чтению. На данном мероприятии удалось выступить и мне, с докладом о проведённом совместно с Ежовой П. Г. исследовании читательских интересов младших школьников. Положительно необычно было в рамках одного мероприятия побывать и в роли слушателя, и в роли докладчика. По результатам данного мероприятия я планирую продолжать исследовательскую работу на базе Российской государственной детской библиотеки».

Ежова Полина: «19 мая я посетила XII Ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей “Роль чтения в развитии личности ребенка”. Мне особо были интересны доклады Логиновой Е.Г. “Приобщение дошкольников к детской художественной литературе: сотрудничество семьи, детского сада и библиотеки”, Асаевой Е.С. “Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста при восприятии литературных произведений на примере знакомства с персонажами славянской мифологии”. Очень интересная методика работы с детьми по прочитанным произведениям с упором на персонажа. Понравились содержательные доклады: Песчанской Н.В. “Семейные чтения “Детской литературы”: уходящая традиция или вечная ценность?”, Кулаковой А.В. “Книжный клуб онлайн для младших школьников”. Очень актуально в наше время, особенно, после карантина. Интересные методы и приёмы удержания внимания детей онлайн. Рожникова Л.В. “Серия “книга в книге”. Новый опыт прочтения классических произведений русской литературы”. Все доклады поднимали важные в наше время вопросы. Также я и Колянова Мария выступали с докладом “Читательские интересы младших школьников: по результатам анкетирования”. Лично я очень волновалась перед выступлением, но это был, безусловно, полезный для меня опыт».

Еремина Наташа: «19.05.2021 года в РГДБ прошёл XII Ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей по теме: «Роль чтения в развитии личности ребёнка», на который мне удалось попасть. Я посещаю Российскую Государственную детскую библиотеку уже в третий раз, но впечатления такие же положительные и незабываемые, как и в первый. Темы докладов, которые презентовали сегодня, были разнообразные: от читательских интересов младших школьников и семейных чтений до информационно-аналитического обеспечения детских библиотек. Выступали с большими исследованиями и сообщениями не только воспитатели, сотрудники библиотек, представители разных изданий, но и студенты: бакалавры и магистранты. Все участники конференции показали себя и свои работы очень достойно. Каждое исследование подкреплялось глубоким анализом, наглядными примерами, демонстрацией дополнительных материалов и многим другим. Ни одно выступление не показалось затянутым или слишком долгим. Все внимание было направлено на поставленные проблемы и на прекрасных ораторов. Радует, что в докладах поднимались вопросы, которые актуальны всегда: приобщение дошкольников к художественной литературе, семейные чтения, отношения родителей и детей и тому подобные. Интересно было познакомиться и с представителями разных издательств, таких как «Детская литература» и «Проспект». Посмотреть на то, что они выпускают, послушать, как работать с их книгами, и почему они полезны. Такую информацию больше нигде не услышать и не узнать. Книги, представленные сегодня, были очень интересные, оригинальные, яркие и запоминающиеся. Особое впечатления производят доклады с опросами, которые проводились с детьми, а затем складывались в подробную, наглядную статистику, представленную нам сегодня. Когда видишь реальные ответы существующих людей, ты ощущаешь значимость освещаемой проблемы совершенно иначе. Приятно видеть среди выступающих своих однокурсниц. Они подготовили чудесную работу с интересной анкетой для детей с подробным анализом результатов, который позволил составить четкую картинку того, что сейчас примерно любят читать дети 2-4 классов. Просто потрясающе осознавать тот факт, что ты, будучи обычным студентом, можешь подготовить исследование, которое тебе интересно, и выступить с ним перед настоящими специалистами по обсуждаемой теме, подискутировать с ними, вступить в диалог и разобрать поставленный вопрос со всех возможных сторон. Здорово, что у нынешней молодежи есть возможности принимать участие в подобных встречах в таком прекрасном месте. Было ещё много выступлений, каждое из которых запомнилось чем-то особенным, важным и значимым. Подобные мероприятия не могут не вдохновлять, не заинтересовывать в том, о чем на них говорится, особенно, когда дело касается детей. Я получила много полезных, неожиданных для меня и интересных знаний, которые, несомненно, пригодятся мне в дальнейшей работе, как с детьми дошкольного возраста, так и в работе с младшими школьниками. Я очень благодарна Российской Государственной детской библиотеке и всем ее специалистам за то, что у современных студентов есть возможность посещать такие замечательные круглые столы, выступать там и развиваться в подобных направлениях и вопросах».

Яковлева Екатерина: «Сегодня мы посетили XII ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей в Российской государственной детской библиотеке. Это мероприятие было очень насыщенным. Рассматривались различные работы и исследования о детском чтении. Было много полезной информации, которую можно взять на вооружение для профессии. Особенно хочется выделить выступление Асаевой Е.С.. Она подняла интересную тему «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста при восприятии литературных произведений на примере знакомства с персонажами славянской мифологии». В очередной раз убедилась в том, что эмоции очень важны в работе с детьми. Как взрослый преподнесет информацию, насколько он будет эмоционален, так и дети буду воспринимать ее. Интересно было слушать о реальной работе с детьми. Интересно было послушать и про книжный клуб онлайн, и о работе с детьми – билингвами. Выступающие доступно и понятно рассказывали о своей работе. Появилось много мыслей, которые нужно обдумать и вынести для себя все самое полезное. Конечно, хочется отметить выступление наших студенток Коляновой Марии и Ежовой Полины. Они провели хорошую работу с младшими школьниками и достойно выступили. Сегодня был очень полезный и продуктивный день».

 

20 / 05 / 2021

Показать обсуждение

Обсуждение

Малахова Наталья, 24 / 05 / 2021 в 14:18

Я – детский психолог, гл. библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки. Далеко не первый год наша библиотека сотрудничает с МПГУ. Студенты – будущие педагоги под руководством Е.С.Рычаговой приходят в библиотеку и на экскурсии, и на тематические занятия (знакомятся с направлениями работы отдела по темам: детское чтение, детская литература, речевое развитие детей, игра и чтение, психология детского чтения и др.). И особенно нам приятно, что студенты приходят не только слушать и учиться, но и участвуют в работе Круглого стола с докладами по результатам проведенных ими исследований по данной тематике.
В этом году на ХII Круглом столе студентов, аспирантов и молодых сотрудников “Роль чтения в формировании личности ребенка” представили результаты исследования чтения младших школьников студентки 4 курса ф-та начального образования Р.Колянова и П.Ежова. Кроме составления общей картины чтения детей этого возраста , они исследовали очень интересный аспект: что именно делает чтение, книгу скучными, неинтересными в глазах детей, любящих и не любящих читать. Результаты исследования могут помочь в поисках подходов для формирования читательской мотивации детей младшего школьного возраста.
Хочется посоветовать продолжить эту работу и выразить благодарность педагогам.

    Институт детства, 24 / 05 / 2021 в 15:10

    Большое спасибо за организацию таких прекрасных мероприятий! Очень рады вашим словам!