21 мая 2022 г. состоялась Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ: к 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой». Конференция была организована в дистанционной форме кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ».
В докладах участников конференции нашли отражение актуальные и практически значимые проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста, а также учащихся на всех уровнях школьного образования. На конференции обучение языку рассматривалось в историческом и современном контекстах, были представлены подходы и достижения представителей отечественных научных школ в области специальной педагогики и психологии, получили освещение научно-методические идеи и основные направления педагогической деятельности Елены Анисимовны Горбуновой. Следует отметить разнообразие тематики докладов и высокий профессионализм выступающих.
В конференции приняли участие руководители институтов, заведующие кафедрами ведущих вузов, известные в области специальной педагогики ученые, преподаватели и практические работники образовательных учреждений разных регионов страны. В частности, на конференции выступили с докладами представители Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Мурманского арктического государственного университета, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Череповецкого государственного университета, Омского государственного педагогического университета, Новосибирского государственного университета, Института коррекционной педагогики РАО, Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета.
Конференция была посвящена 150-летию МПГУ. На пленарном и секционных заседаниях выступили с докладами 27 специалистов, трансляцию конференции посетили более 200 слушателей. К участникам конференции обратились с приветственным словом директор Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ», заведующий кафедрой логопедии, д. п. н. А.А. Алмазова (председатель программного комитета конференции), директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», заведующий кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики ФГБОУ ВО «МПГУ», д. п. н. Т.А. Соловьева (председатель организационного комитета).
Доклады вызвали большой интерес присутствующих, содействовали взаимодействию вузов и образовательных организаций в решении проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Участники конференции выразили благодарность ее организаторам и отметили высокий уровень подготовки кадров в Московском педагогическом государственном университете.
Ольга Александровна Красильникова, заведующий кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук: «Огромное спасибо за такую огромную работу по организации конференции. Очень рада, что много вопросов на конференции было рассмотрено по проблемам обучения языку детей с нарушением слуха. Так нам этого сейчас не хватает!»
Елена Анатольевна Екжанова, профессор кафедры логопедии Московского городского педагогического университета: «Спасибо большое за чудесную конференцию. О профессионализме. Выше всяких похвал и оценок».
Ольга Игоревна Панкратова, Институт детства МПГУ: «Сегодня мне посчастливилось посетить секции конференции “Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ” и прослушать доклады педагогов, дефектологов. Были представлены методики и приемы обучения детей, способы фокусирования внимания и привлечения детей с ОВЗ к учебной деятельности. Спасибо за возможность поучаствовать в этой конференции и познакомиться с подходами к обучению детей с особенностями здоровья».
Элина Игоревна Заигрова, Институт детства МПГУ: «Большое спасибо за приглашение поучаствовать в данной конференции. Это было очень полезно как с теоретической, так и с практической точки зрения. Я узнала очень много нового и интересного. Считаю, что полученная информация пригодится мне в профессиональной деятельности. Больше всего мне понравилось выступление профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Екатерины Григорьевны Речицкой. Она рассказывала о реализации системно-деятельностного подхода в подготовке сурдопедагогических кадров».
Анна Сергеевна Хохрякова, Институт детства МПГУ: «У всех участников конференции была замечательная возможность прослушать доклады ведущих экспертов в области образования детей с особыми образовательными потребностями и познакомиться с исследованиями педагогов-практиков. Особенно интересным с точки зрения истории и традиций развития в нашем университете научной школы естествоведческой подготовки учащихся с ОВЗ был доклад профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Т.В. Шевыревой об основателях этой научной школы – профессоре, действительном члене АПН СССР Л.В. Занкове и профессоре К.П. Ягодовском. В докладе профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики В.В. Линькова были освещены основные направления педагогической и научной деятельности профессора МПГУ Елены Анисимовны Горбуновой, 95-летию которой и была посвящена данная конференция. Никого не оставило равнодушным выступление заслуженного учителя РФ Т.И. Васильевой, которая вдохновенно и эмоционально поделилась своими методическими секретами обучения детей с ОВЗ. Особое место занимали доклады, посвященные инновационным подходам в области специально педагогики. На конференции ведущий методист МЭО И.С. Горностаев показал возможности и перспективы использования цифровой образовательной среды в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большой интерес вызвал доклад профессора кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики МПГУ, академика МАНПО Е.Г. Речицкой, в котором были представлены проблемы и современные подходы к подготовке будущих сурдопедагогов в контексте системно-деятельностного подхода».
Елизавета Сергеевна Вахрушевская, Институт международного образования МПГУ: «Запомнился доклад профессора Л.А. Головчиц о конструкторе индивидуальных программ коррекционной работы, применение которого, несомненно, поможет в педагогической деятельности. Кроме того, мне показалось важным, что на конференции была поднята проблема нехватки кадров, в том числе дефектологов, в небольших городах и сельских поселениях. Также на конференции были затронуты такие важные темы как подготовка студентов в вузе, работа с родителями, обучение чтению детей с нарушением слуха. Хотелось бы отметить полезный для практической деятельности доклад И.А. Каташева об организации работы службы психолого-педагогического сопровождения с детьми с особыми образовательными потребностями».
Елена Евгеньевна Бусова, Институт детства МПГУ: «Конференция была информативной и содержательной. Были рассмотрены различные проблемы обучения детей с ОВЗ, в особенности лиц с нарушениями слуха. Достаточно много было представлено практико-ориентированной информации и методических рекомендаций для работы с детьми с ОВЗ, которые пригодятся в работе будущих учителей и педагогов, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность в настоящее время, так как в массовые школы всё больше интегрируют ребят, имеющих особые образовательные потребности. В докладе Т.И. Васильевой были представлены приёмы взаимодействия с детьми из личного опыта преподавания слабослышащим на уроках русского языка и литературы. Было интересно послушать, какими способами можно организовать учебную работу. Очень актуальной темой является цифровизация образовательного процесса обучающихся с ОВЗ. Рассказывалось об отборе материала для обучающихся с различными образовательными потребностями, о том, какой на сегодняшний день имеется контент, учебный материал, который можно использовать учителю при обучении детей с различными категориями нарушения, что важно и нужно в современных реалиях. В докладе И.С. Горностаева также говорилось о безопасности контента, о различных возможностях и доступности работы в системе мобильного образования».
Анастасия Андреевна Гусева, Институт международного образования МПГУ: «На конференции выступления всех докладчиков были содержательными. Хотелось бы отметить доклады О.Е. Грибовой, Е.З. Яхниной, О.Ю. Пискун, эти доклады меня заинтересовали».
Екатерина Андреевна Сучкова, Институт международного образования МПГУ: «21 мая я посетила научно-практическую онлайн-конференцию, посвященную проблемам обучения языку детей с ОВЗ. Это был очень интересный и продуктивный опыт. Особенно мне запомнилось выступление Екжановой Елены Анатольевны, она осветила особенно острые проблемы современного образования. Я считаю, что это было весьма актуально, особенно для молодого поколения преподавателей, так как им предстоит находить решения данных проблем в рамках доступного им опыта, а это выступление даёт опору для размышлений».
Программа научно-практической конференции 21.05.2022