17 января 1847 г. родился Николай Егорович Жуковский – выдающийся русский ученый-механик, основоположник современной гидро- и аэродинамики. Под его руководством в Императорском Московском университете в 1902 г. была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире аэродинамический институт. В 1918 г. по его предложению образован Центральный гидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота – ныне Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Под руководством Жуковского сформировалась блестящая плеяда советских авиаконструкторов: В.П. Ветчинкин, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев.
В специальном декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР Николай Егорович был по праву назван «отцом русской авиации». Скончался 17 марта 1921 г., после тяжелой болезни, не прекращая своей научной деятельности.
Н. Е. Жуковский является учителем и наставником одного из основателей нашего университета Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869–1942) – директора МВЖК и ректора 2-го МГУ в 1905-1919 гг. Интересно отметить, что дочери Жуковского и Чаплыгина – Елена и Софья также, как и их отцы, дружили и учились вместе на Московских высших женских курсах.
В 1886 г. после окончания с золотой медалью воронежской гимназии С.А. Чаплыгин поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета. Лекции профессора Н. Е. Жуковского, в которых освещался широкий круг научных проблем, по-настоящему увлекли Чаплыгина, и он становится одним из первых учеников Жуковского.
Под влиянием Н.Е. Жуковского молодой ученый приступил к изысканиям в области гидродинамики, которые легли в основу его дипломной работы, отмеченной золотой медалью МГУ. В 1891 г. по представлению Жуковского выпускник Чаплыгин оставлен при университете «кандидатом для приготовления к профессорскому званию».
В 1918 г. Жуковский привлекает Чаплыгина, завершающего свою деятельность во 2-м МГУ, к работе только что созданного ЦАГИ, с которым связана вся дальнейшая жизнь Сергея Алексеевича. После смерти Жуковского он становится председателем коллегии ЦАГИ и руководит институтом. В эти годы Чаплыгин создает такой полный комплекс великолепных лабораторий, который сразу же выдвинул ЦАГИ в первый ряд научно-исследовательских учреждений мира.
С.А. Чаплыгин опередил свое время. Его диссертация «О газовых струях» через 33 года после опубликования получает международное признание, она в центре внимания конференции по вопросам скоростной авиации, проходившей в 1935 г. в Риме. Под руководством С.А. Чаплыгина вырос цвет отечественной науки: М. А. Лаврентьев, М. В. Келдыш, С. А. Христианович и др.
За выдающиеся научные достижения в 1926 г. ученый был избран членом-корреспондентом, а в 1929 г.– академиком АН СССР. В 1941 г. ему первому среди советских ученых было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1942 г. АН СССР учредила премию им С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». В 1970 г. Международный астрономический союз присвоил имя ученого кратеру на обратной стороне Луны.
Имена Николая Егоровича Жуковского и Сергея Алексеевича Чаплыгина навсегда вписаны золотыми буквами в историю отечественной науки и образования.