17 марта 2023 г. состоялась весенняя научная сессия кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства. В ходе заседания преподаватели и соискатели кафедры логопедии представили результаты проведенных ими научных исследований. Почетным гостем весенней научной сессии стала Инга Ивановна Панченко, кандидат педагогических наук, PhD, автор классификации дизартрии у детей с ДЦП.
В работе весенней научной сессии приняли участие 170 человек, среди которых были студенты, аспиранты, магистранты, логопеды-практики и другие заинтересованные слушатели.
Открыл работу сессии доклад доктора медицинских наук, профессора Л.И. Беляковой и доктора педагогических наук, профессора Ю.О. Филатовой. Их выступление было посвящено диагностике речевых нарушений у детей с психоорганическим синдромом.
Доктор педагогических наук, профессор Т.Б. Филичева и доктор педагогических наук, профессор Т.В.Туманова в докладе «Развитие речевой коммуникации детей в процессе инновационного конструирования «Учим логике легко!» рассказали об особом инклюзивном курсе конструирования, созданном в помощь педагогу, логопеду и родителям.
Доклад «Актуальные аспекты исследования структуры речевого дефекта», представленный кандидатом педагогических наук, доцентом А.В. Лагутиной и кандидатом педагогических наук, доцентом Е.Л. Черкасовой был посвящен анализу подходов к структуре речевого дефекта в детском возрасте на основе причин биологического и социального характера.
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Глухов посвятил свой доклад «Психолингвистический анализ речевой деятельности в практике логопедического обследования детей с ТНР» специфике применения психолингвистического подхода к анализу различных вариантов речевого дизонтогенеза.
Работу по коррекции нарушений звуков раннего представила в своем докладе «Формирование артикуляционной базы фонетической системы языка у детей с тяжелыми нарушениями речи» кандидат педагогических наук, доцент В.В. Строганова.
История развития представлений о кинестетических и кинетических ощущениях была представлена в докладе кандидата педагогических наук, доцента А.В. Соболевой. Докладчиком представлена ретроспектива формирования рассматриваемых понятий.
Современные парадигмы изучения письма у младших школьников были раскрыты в докладе кандидата педагогических наук, доцента О.Б. Иншаковой. Слушателям были представлены результаты многолетнего изучения нарушений письма у детей с нормальным интеллектом, слухом и зрением, раскрыты особенности формирования нормативной, задержанной и нарушенной парадигм письма, а также проявления специфической и неспецифической дисграфии.
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Саблева представила вниманию слушателей доклад «Междисциплинарный подход к анализу трудностей овладения чтением и письмом младшими школьниками». Докладчиком был проведен комплексный анализ рассматриваемой проблемы с учетом психолингвистического и нейропсихологического аспектов.
В докладе «Подготовка логопедов в МПГУ: ретроспективны анализ и современный подход», который представили слушателям кандидат педагогических наук, доцент Н.Ю. Шарипова и доцент М.С. Филатьева были раскрыты особенности подготовки будущих логопедов, специфика содержания учебных планов в различные годы, а также особенности уровневой подготовки бакалавров и магистров.
И.И. Панченко, кандидат педагогических наук, PhD поделилась подходом работе с неговорящими детьми, который основан на психофизиологическом подходе к коррекции речи и с учетом лингво-волновой теории. В своем сообщении И.И. Панченко рассказала слушателям об авторском методе «ДО» и продемонстрировала приемы, применяемые в ходе работы.
В видео докладе «Игровая модель запуска плавной речи в системе семейной реабилитации заикающихся дошкольников», подготовленном профессором кафедры, кандидатом педагогических наук Е.Ю. Рау, было раскрыто основное содержание авторской методики психолого-педагогической семейной реабилитации дошкольников с заиканием.
Соискатель кафедры логопедии А.С. Чугунова в своем докладе «Формирование профессиональной коммуникативной модели поведения в процессе подготовки будущих логопедов» раскрыла содержание, функции и особенности профессиональной коммуникации педагога.
Представленные доклады вызывали большой интерес участников работы сессии. Подводя итоги работы весенней научной сессии кафедры логопедии, заведующий кафедрой доктор педагогических наук, профессор А.А. Алмазова поблагодарила всех участников и отметила актуальность представленных докладов.