19 марта 2021 г. состоялось заседание Весенней научной сессии кафедры психологической антропологии Института детства под руководством профессора кафедры психологической антропологии, д.пед.н И.Д. Демаковой. Вела заседание к. филол. н., доцент Е.И. Адамян. Работа секции «Психологическая антропология» затронула разные аспекты научно-практической, исследовательской деятельности кафедры за период с 2020 по 2021 год.
Открыл научную сессию Обухов Алексей Сергеевич (к. психол. н., профессор) с докладом «Психологическая антропология как основание педагогической деятельности: замысел – реализация – рефлексия». В нем автор затронул важные вопросы, связанные с развитием самостоятельности ребенка, его исследовательской активности. События последних месяцев продемонстрировали, что концепция Vuca мира (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность) – это не просто философская концепция. Необходимо уметь оперативно реагировать, работать с долгосрочными планами, с одной стороны, с другой, быть способным быстро перестраиваться в условиях нестабильности. Но как поддержать развитие субъектности в условиях неопределенности мира? Автор доклада последовательно доказывал, что это возможно через целенаправленно организованную исследовательскую деятельность, через ее «окультуривание». Быть вовлеченным в организацию собственной деятельности – отвечает внутренним потребностям самого ребенка. На практике детей часто дрессируют по заданному алгоритму, что является полярным для развития самостоятельности, как источника творчества, столь необходимого для «созревания свободы действовать по желанию» (Выготский Л.С.) А.С. Обуховым были приведены конкретные примеры педагогических практик, образовательных событий, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на разных уровнях: от прикосновения (поисковой активности, пробного действия) к погружению на глубину (к исследовательской и проектной культуре) – Точка варенья, Парк онлайн, конкурс «В фокусе внимания» и др.
Проблема развития самостоятельности у детей была продолжена в выступлении Сумнительного Константина Евгеньевича, доктора педагог. наук, профессора «Развитие самостоятельности детей в начальной школе Монтессори». В докладе представлены компоненты самостоятельности и критерии, по которым происходит наблюдение за ее развитием в начальной школе Монтессори, а также показаны результаты этих наблюдений в 10 школах по всему миру.
Логическим продолжением стало выступлением Богоявленской Дианы Борисовны, доктора психол. наук, профессора с докладом «Итоги полувекового лонгитюда одаренности». В докладе были описаны цели проводимого эксперимента и все его 5 этапов. Это один из самых продолжительных логитюдов в истории российской науки, который длится более 50 лет. Проведенный полувековой лонгитюд доказывает валидность и прогностичность метода диагностики одаренности как способности к творчеству и, как следствие, верность самой теории творчества как способности к развитию деятельности по своей инициативе, что требует доминирования познавательной потребности в структуре личности.
Тема поддержки детской одаренности ресурсами дополнительного образования была продолжена в сообщении Адамян Луизы Игоревны (к. психол. н., доцент;), Трифоновой Екатерины Вячеславовны (к. психол. н., доцент), Адамян Елены Игоревны (к. филол. н., доцент), Колосовой Елены Борисовны (ст. преподаватель) «Как поддержать успех каждого ребенка в дополнительном образовании? Опыт участия кафедры в профильных проектах, посвященных инклюзивным практикам дополнительного образования детей». В докладе были представлены промежуточные результаты двух проектов, связанных с дополнительным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; показан успешный опыт региональных практик инклюзивного дополнительного образования; выявлены проблемы, связанные с отсутствием согласованного понимания профессиональным и родительским сообществом специфики целей и задач, а также критериев результативности включения особых детей в освоение дополнительных общеразвивающих программ.
Продолжила выступление Трифонова Екатерина Вячеславовна (к. психол. н., доцент) с темой «Об изменении педагогической позиции студента: сквозь тернии шаблонов к реальному взаимодействию». Затронутая в докладе проблема касалась двух важных аспектов: ухудшение результатов обучения в условиях отсутствия реальной практики студентов и невозможности рефлексии собственного педагогического действия, с одной стороны, и необходимости погружения студентов в содержательный контекст современных трендов образования, в частности, понимания кардинальных сущностных изменений образовательного процесса на дошкольном уровне, которое фиксируется сегодня в практике работы детских садов, с другой стороны.
С сообщением «Рефлексивно-позиционные основания психолого-педагогической антропопрактики» выступила Ковалева Наталья Борисовна (к. психол. н., доцент). В докладе были заданы основные характеристики современной психолого-педагогической антропопрактики, создающей условия для становления «человеческого в человеке» – что подразумевает субъектность, позиционность, развитое самосознание. Показано, что коренная сложность проектирования гуманитарных технологий, создающих условия для формирования культуросообразной картины мира, связана с принципиальным условием становления мировоззренческих идеалов и ценностей на фоне свободного выбора. Н.Б. Ковалева поделилась первыми результатами экспериментального исследования психологии счастья, проводимого совместно с выпускниками МПГУ и другими психологами.
Кондратьева Нина Леонидовна (к. психол. н., доцент) выступила с докладом «Рефлексия опыта дистанционного обучения в условиях пандемии студентов 4 курса ФНО МПГУ», в котором были представлены результаты проведенного исследования среди студентов 4 курса обучения ФНО (специализации дошкольное и начальное образование), касающееся выявления проблем, особенностей дистанционного обучения и личного отношения студентов к данной форме обучения.
Проблема образа жизни и готовности к его изменению в современной ситуации, требующей от человека мобильной перестройки своего поведения и жизнедеятельности в условиях глобальных кризисов и пандемии была рассмотрена в докладе Федоровой Елены Прокопьевны, (к. психол. н., доцент) «Психологическая готовность к изменению образа жизни студентов в условиях происходящих перемен: системно – антропологический контекст». Продолжили выступление Ростовская Антонина Евгеньевна, (ст. преподаватель), Лосева Людмила Борисовна с докладом «На пути к образовательному Событию (на основе модели сценического действия в педагогическом образовании)», в котором образование рассматривалось как готовность к открытию, катарсису и преображению в процессах само- и со-организации и выхода на пределы своих возможностей. Был показан видеосюжет, снятый авторами в учебных целях и отражающий осмысление опыта на пути к образовательному Событию студентов учебного курса «Сценические практики» в личностном и профессиональном педагогическом становлении на модели сценического действия.
Следующий доклад «Особенности самосознания и художественного сознания студентов педагогического вуза» представила Воробьева Ирина Николаевна (ст. преподаватель). В докладе автором были показаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи самосознания и художественного сознания студентов педагогического вуза. Делается вывод, о том, что самосознание студентов с разным уровнем развития художественного сознания имеет особенности, обусловленные спецификой их художественного воображения и художественного восприятия.
Лопаткова Ирина Викторовна (доктор психол. н., профессор) выступила с сообщением «Арт-моделирование в психоконсультировании: психологические основания, технология», в котором были представлены основания о свойствах художественной деятельности в психолого-педагогическое практике, как возможности создания пространства для продуктивной работы в ситуациях нелинейности и неопределённости. Приведен поэтапный алгоритм работы и варианты применения технологии художественного поля в психологическом консультировании. Фоминова Алла Николаевна (к. психол. н., профессор) представила сообщение на тему «Изучение устойчивости личности через образы литературных героев», в котором отмечалась роль литературы как личностнообразующего предмета. Актуальность темы связана с общей проблемой психологической устойчивости человека перед жизненными ситуациями. Был представлен анализ устойчивого поведения личности в экстремальных ситуациях (на примере литературных героев Н.В. Гоголя, Б.Л. Васильева, В.В. Вересаева) , связанный с осмыслением ресурсов человека в метафизическом пространстве личности.
С сообщением «Стрессовые жизненные события как фактор, провоцирующий возникновение трудностей в изучении иностранных языков» выступила Казенная Елена Викторовна (ст. преподаватель).
Весенняя научная сессия была завершена докладом доцента Кузьминой Елены Рафаэлевны «Социальные ценности и личностные смыслы. Результаты социально-психологического исследования, проведенного студентами в рамках курса «Молодость, зрелость, старость», в котором говорилось о том, что образование обеспечивает преемственность поколений и при этом, каждое следующее поколение пересматривает и по-новому осмысливает социальные ценности и нормы характерные для общества в целом, а в период социальных перемен этот процесс особенно актуален. На практике это означает, что в современную школу приходит ученик, чье сознание формируют представители нескольких поколений, на него влияют ценности и нормы сразу нескольких эпох. В этой связи задачи социализации и интеграции детей разных культур и социальных страт – одна из актуальных задач при подготовки современного педагога.
Текст:
доцент кафедры психологической антропологии
Е.И. Адамян