31 марта 2025 г. состоялась Весенняя научная сессия кафедры психологической антропологии Института детства. В традициях Института детства – ежегодный обмен научными наработками, направлениями исследования, которыми занимается профессорско-преподавательский состав. И этот год не стал исключением.
Модерировала встречу Елена Игоревна Адамян, зам. директора по научной работе, к.филол.н., доцент кафедры. Работа секции была организована в гибридном формате.
Открыла весеннюю сессию Диана Борисовна Богоявленская, известнейший ученый, патриарх отечественной психологии, д.психол. наук, профессор, с докладом «Загадки познания», который задал высокую планку методологической культуры научного диалога. В своем выступлении Диана Борисовна анализировала воспоминания выдающегося математика Пуанкаре, чтобы показать описанный автором процесс математического открытия и обратить внимание на сущность природы познания, свойственной Человеку. Данная проблематика рассматривалась в контексте фундаментального научного интереса Дианы Борисовны – изучения феномена одаренности, которому посвящено ее лонгитюдное исследование, длившиеся более 50 лет.
Продолжила научную сессию Лидия Бернгардовна Шнейдер, доктор психол.н., профессор, вклад которой в вопросы семейной психологии, исследования профессионального становления неоспорим. В своем докладе «Благополучие как образовательно-целевой ориентир» Лидия Бернгардовна проблематизировала понятийную природу «благополучия» как термина, который сегодня широко используется в социальной сфере, в научных публикациях. Она особо подчеркнула, что благополучие ученика – хорошая образовательная цель, но недостаточная, поскольку необходимы смысловые ценностные ориентиры, на которые он сможет полагаться.
Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор в своем выступлении рассказал о «Проекте социального воздействия в Камчатском крае «Камчатка. «Траектория будущего: вовлечение учащихся в проектирование собственной образовательно-профессиональной траектории». Представил результаты, полученные в ходе этой работы со школами на Камчатке, описал трудности, с которыми сталкивались участники проекта и пути решения.
Светлана Валентиновна Мурафа, к. психол. н., доцент в докладе «Проблемы обучения детей мигрантов» обозначила важность процесса интеграции этой категории детей в российское общество, и продемонстрировала только что изданное учебное пособие, адресованное учителям географии для повышения педагогической компетенции в части поликультурного образования.
Продолжила научный диалог Инна Сергеевна Конрад, к. филол. н., доцент. В своем выступлении «Дни романтики в контексте политической риторики» поделилась итогами междисциплинарного сопоставительного анализа таких праздников как «День св. Валентина» и «День Петра и Февронии». Инна Сергеевна рассмотрела различные аспекты природы возникновения праздников и отношение к ним в зависимости от социальной и политической ситуации.
В докладе «Интервью со старшим поколением как инструмент приобщения к культурной и исторической памяти (на материале адаптационной программы «Погружение в профессию» 2023-2024 гг.)» Елена Игоревна Адамян, к.филол.н., доцент представила промежуточные результаты, связанные с изучением реконструкции межпоколенческого диалога методом автобиографического интервью. Это направление исследования является продолжением работы, начатой в 2017 год.
О способах вовлечения студентов в исследовательскую и практическую работу, связанную с проблематикой особого детства рассказала Елена Борисовна Колосова, старший преподаватель кафедры. В докладе «Инклюзивные музейные практики как расширение вузовской воспитательной среды» были приведены примеры того, как студенты приобщаются к инклюзивной культуре взаимодействия с разными категориями детей в музее ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Продолжила выступление Екатерина Вячеславовна Трифонова, к.психол.н., доцент с докладом «Условия развития детской исследовательской деятельности в ДОО». Она подчеркнула, что сегодня требуется создание специальных условий в детских садах, которые не сводятся к наличию предметных уголков науки или лаборатории, а в первую очередь предполагают организацию такой работы с детьми, которая поддерживает ценность детского вопроса, помогает вычленить его исследовательский характер, сформулировать гипотезу, зафиксировать результаты действия и провести рефлексию.
Задачи приобщения детей к традиционным нравственным ценностям российского народа, их социокультурным нормам, культурным традициям семьи были представлены Еленой Сергеевной Рычаговой, к. пед. н., доцентом, Ириной Николаевной Воробьевой, ст. преподавателем в докладе «Изучение традиций семейного воспитания как потенциала сохранения духовно-нравственных ценностей».
Проблематика детского оздоровительного отдыха и подготовка специалистов, способных профессионально взаимодействовать с современными детьми была раскрыта в докладе Елены Владимировны Жуковой, ст. преподавателя, «Взаимосвязь личного опыта взаимодействия с летними оздоровительными лагерями и отношением к прохождению летней вожатской практики (на примере студентов Института детства)».
Завершала весеннюю научную сессию Наталья Борисовна Ковалева, к. психол. н., доцент, с докладом «Временная перспектива представлений о будущем современных старшеклассников и студентов», который был посвящен исследованию ценностно-мотивационной сферы старшеклассников и юношей.
Весенняя научная сессия 2025 года позволила увидеть направления актуальных научных интересов ее участников, она стала тем пространством обсуждения, которое высветила дальнейшие пути исследовательской работы и обозначила существующие тенденции в научном дискурсе кафедры психологической антропологии.
Кафедра психологической антропологии Института детства