Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о том, как современные учителя находят общий язык со своими учениками, удерживают их внимание на уроке, какие приемы применяют при общении с родителями.
Школьный учитель – это специалист, наделенный огромной ответственностью, профессионал, главной задачей которого является воспитание подрастающего поколения и развитие интеллектуального и нравственного потенциала общества. Учитель должен объединять в себе глубокие знания и профессионализм не только в области своего профильного предмета, но и в области педагогики, психологии и других дисциплин. Помимо педагог должен воспитать в себе нравственную чистоту, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях.
Профессия педагога относиться к типу профессий «человек-человек» (согласно классификации Е.А. Климова), следовательно, умение конструктивно общаться является одним из ведущих качеств учителя. Умение вести диалог, находить правильные слова необходимо при работе с детьми и их родителями.
В педагогической деятельности не обойтись и без творческого подхода. Многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению различного рода задач.
Требований и обязанностей предъявляемых школьному учителю действительно много. Но вот как соответствовать этим требованиям? Как правильно разговаривать с детьми и их родителями? Как завоевать уважение учеников? Подобных вопросов у студентов педагогического университета накопилось немало. Поэтому мы решили провести интервью с учителями московских школ. Они, исходя из своего педагогического опыта, постарались ответить на самые популярные вопросы.
Как разговаривать с родителями учеников?
«При разговоре с родителями не стоит забывать главную тему разговора, всё время держать её в голове. Разговаривать нужно вежливо, предельно мягко, отстаивая личные границы и свою позицию».
Учитель музыки общеобразовательной школы
«С родителями необходимо разговаривать соблюдая деловую субординацию. Вежливо, спокойно, корректно, ни в коем случае не повышать голос, не обсуждать чужих детей/родителей».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
«Общение с родителями должно быть деликатным и грамотным. Не стоит перебивать родителей в разговоре. Если речь зашла о нежелательном поведении или неуспеваемости ученика, стараться не только говорить о его плохих качествах/поведении, но и не забывать похвалить. Разговаривать только о важных моментах класса, развивать темы, затрагиваемые только родителей и их ребенка».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
Как привлечь и удержать внимание детей на уроке?
«Приводить интересные и необычные факты по теме урока, использовать принцип наглядности».
Учитель музыки общеобразовательной школы
«Давать детям интересные, необычные задания».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
«Менять интонацию, иногда использовать юмор, стараться готовить интересные и познавательные уроки, смена вида деятельности, учитывать особенности каждого ребенка. Если на уроки дети перестали слушаться, можно использовать физкультминутку».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
Как удержать дисциплину на уроке?
«Переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой».
Учитель музыки общеобразовательной школы
«Как можно чаще переключать детей от одной деятельности к другой, в начале урока дать детям мотивационную установку».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
«Посадить детей так, чтобы шумные дети сидели по разным сторонам, желательно за первые парты. Стараться почаще хвалить учеников. Можно поставить таймер до определенного времени, после окончания которого обязательно должна быть тишина в классе, также можно использовать «стоп-слово» (придуманное с детьми или самостоятельно)».
Учитель начальных классов общеобразовательной школы
Педагогическая деятельность подразумевает постоянный поиск максимально результативных методов и подходов в обучении и воспитании учащихся, некоторыми из которых поделились учителя общеобразовательных школ. Надеемся, что эти советы помогут студентам в их будущей профессии.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета
Редактор: Софья Шустова, студентка 4 курса дефектологического факультета
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования