3 ноября 2022 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, канд.психол.н. Екатерина Вячеславовна Трифонова, член Президиума Всероссийского общественного экспертного совета по дошкольному образованию «Воспитатели России» и руководитель инновационной площадки по развитию и поддержке детской игры ВОО «Воспитатели России», провела трехчасовой вебинар «Что делать воспитателю с детской игрой?» для работников дошкольного образования в рамках цикла вебинаров, организуемых НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики» Л.Г. Петерсон. Курс прошел в режиме онлайн.
Детская игра всегда была и продолжает оставаться одной из самых проблемных областей дошкольной практики. Воспитатели либо полностью оставляют ее детям и никак не пытаются влиять на развитие этой непростой детской деятельности (как результат – игра не развивается), либо активно регулируют и регламентируют действия детей, демонстрируя, как нужно их выполнять (результат тот же – игра как деятельность не развивается). Получается, обе стратегии совершенно не способствуют развитию игры, а в условиях детских садов царят «квази-игры» (Л.С. Выготский). На вебинаре обсуждалось, что же означает «Игра по ФГОС ДО», каков критерий игры как ведущей деятельности, как отделить игру от «квази-игры», как понять, ребенок действительно играет или только выполняет действия, которые выглядят как игровые? Почему с игрой в образовательном процессе детского сада постоянные проблемы и как их избежать? Как выглядит «настоящая» игра и как она развивается на протяжении дошкольного детства, какие педагогические задачи развития игры нужно ставить воспитателю по результатам наблюдений за детской игрой и как их решать? Как развивается настоящая игра «здесь и сейчас»? Почему для начала игры (как показали исследования Е.О. Смирновой) нужно не менее 20 минут? Что происходит (или не происходит) в это время? Когда в игру можно и даже нужно вмешиваться, чтобы она развивалась, а когда это категорически противопоказано?
Вебинар вызвал большой интерес у слушателей. Уже по ходу работы слушатели изменили ряд собственных установок в отношении понимания детской игры, которые зафиксировали в начале курса и отрефлексировали в конце. Возвращение «настоящей игры» в практику дошкольного образования является на сегодня одной из актуальнейших задач, и очень важно, что все больше и больше педагогов готовы с ней разбираться и решать ее, стоя «на стороне ребенка».