Закончился сентябрь, а вместе с ним и все отчетные мероприятия по вожатской практике в Институте математики и информатики. Студенты 4 курса направления обучения 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) на итоговой конференции по вожатской практике делились своим опытом, впечатлениями и полученными знаниями, рассказывали смешные и поучительные ситуации, с которыми им пришлось столкнуться в процессе прохождения вожатской практики.
География детских летних лагерей лета 2024 года для наших студентов оказалась обширной: от Карелии до Якутии, от Черного и Азовских морей до регионов средней полосы России.
Вот, что говорят студенты о своей вожатской практике:
К каждому ребенку нужен подход и не всегда его легко найти. Лучше всего с детьми разговаривать спокойно, или же придумать жест, который помогает найти тишину и тогда дети вас слушают. Каждый ребенок по-своему воспринимает те или иные мероприятия и нужно всегда иметь запасной вариант. Нужно всегда слушать каждого ребенка, ведь они попали в среду, где нет родителей, и мы стали для них новым домом и даем им советы, какие-то наставления. Если хотим узнать какую-то информацию о детях, нужно сказать что-то новое о себе, им это понравится.
Узнала, что дети в 10-12 лет так же любят сказки и благодаря им легче засыпают.
(Гордеева София, лагерь «Полюс»)
За время практики я поняла 4 главных правила:
1) Дети – это маленькие взрослые. С ними надо разговаривать, объяснять и договариваться.
2) Детей надо слышать и давать им возможность проявлять себя.
3) Дети все чувствуют и всегда готовы прийти на помощь.
4) Детям интересно, когда тебе самой интересно то, что вы делаете.
(Тугашева Елизавета, лагерь «Командор»)
1) Дети подражают вожатым. Детям интересно, когда тебе самой интересно. Если вожатый проявляет интерес и энтузиазм, это создает атмосферу, в которой дети чувствуют себя свободно и раскрепощенно. Когда ты активно участвуешь в мероприятиях, это не только вдохновляет детей, но и способствует созданию более сплоченной группы. Если ты с удовольствием танцуешь флешмобы, демонстрируя, что тебе это действительно нравится, а не стоишь отстранено в стороне, то и твои дети заряжаются этой энергией и повторяют за тобой.
2) К каждому ребенку нужен свой подход. Все дети разные и каждому нужно уделить внимание.
3) Дисциплина очень важна.
(Стрекалёва Анастасия, лагерь «Командор»)
Я в очередной раз убедился, что не все игры, которые мы заранее подбирали, подходят для глухих и слабослышащих, нужна их адаптация. Я узнал, что у большинства глухих и слабослышащих плохо развито логическое и абстрактное мышление, поэтому я для себя поставил одну из важных педагогических задач – развитие мышления у глухих и слабослышащих. 6. Что было самым запоминающимся? Наверное, это те моменты, когда дети самостоятельно отвечали, не смотря ни на кого, приводили свои примеры, аргументы в рассказах и когда они самостоятельно творили что-то. Это было самое классное, и мне как педагогу, было приятно это видеть.
(Четвериков Данила, лагерь «Пик-Пик»)
Как педагог я на практике более подробно познакомился с достаточно действенными методами организации детей в разных направлениях их жизнедеятельности: распорядке дня, досуге, спорте, творчестве, правилах и нормах поведения.
Также для меня новым и запоминающимся событием стала сплоченная, командная работа вожатых, которые друг другу помогали, поддерживали, предлагали разные идеи в организации детей и поддержании у них интереса к проводимым мероприятиям – игры, лекции, мультфильмы, творческие секции, спортивные турниры и другие занятия с детьми.
(Иванов Сергей, лагерь МБУК ДК Десна)
Благодаря постоянному наблюдению за детьми я приобрела опыт распознавания их потребностей, понимания мотивации и оказания своевременной поддержки. Также хочу отметить, что я стала лучше понимать, как поддерживать детей эмоционально и помогать им справляться с трудностями. Эти навыки и знания позволили мне обогатить педагогический опыт и помочь в дальнейшей карьере.
(Глазкова Виктория, лагерь «КОМОК»)
Я поняла для себя как для педагога, что очень важно идти с детьми на контакт, выстраивать доверительные отношения с каждым. Ведь у каждого есть свои проблемы и переживания, о которых ребенок не скажет родителям или друзьям. Важно показать, что вожатый (педагог) – это тот человек, который всегда придет на помощь и никогда не причинит вреда.
(Варшавская Ксения, лагерь при ГБОУ Школа №2073 г. Москва)
За время прохождения вожатской практики я узнала, как важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Это помогает лучше понимать их потребности и интересы, поняла, как важно использовать игровые методы обучения и делать занятия интерактивными и увлекательными.
Опыт вожатого стал для меня не только профессиональным, но и личным открытием, после которого я решила продолжить вожатскую деятельность этим летом и остаться еще на одну смену.
(Лагунова Арина, лагерь «Дружба»)
Материал подготовила куратор вожатской практики в Институте математики и информатики кандидат педагогических наук, доцент Соболева Марина Леонидовна