17-18 ноября 2023 г. в Институте детства состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие», которая собрала вокруг заявленной проблематики крупнейших представителей в области психологии, педагогики, философии и других гуманитарных наук.
Зав. кафедрой психологической антропологии Луиза Игоревна Адамян в своей вступительной речи познакомила участников Конференции с ключевыми этапами истории МПГУ, каждый из которых перекликался с тематическими линиями психологической антропологии и антропопрактики. Все выступающие были представлены с приветственным словом во взаимосвязи профессиональной позиции и темы конференции в преломлении университетских традиций МПГУ.
Открыла Конференцию проректор по учебно-методической работе МПГУ Екатерина Александровна Балабаева, которая пожелала докладчикам и участникам продуктивной работы в научном поле высшего образования. Приветственные слова прозвучали также от директора Института детства МПГУ, д.п.н. Анны Алексеевны Алмазовой, отметившей актуальность антропологического подхода для исследователей и практиков в сфере современного детства. В приветствии декана дефектологического факультета МПГУ, к.п.н., Кулаковой Елены Владимировны прозвучала мысль о ресурсности антропологии для дефектологии, о том, какие возможны точки пересечения и взаимного усиления. Алексей Сергеевич Обухов, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к. психол.н., один из авторов первой конференции, которая состоялась в 2015 году под названием «Психологическая антропология и антропопрактика: от истоков в будущее», подчеркнул ценность и значимость возможности дискуссии в научном сообществе по темам, которые сегодня актуальны.
Тематика пленарных докладов двух дней охватила самую широкую палитру проблемных вопросов. Открыл Конференцию Дмитрий Алексеевич Леонтьев (д.психол.н., профессор, заведующий лабораторией и главный научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ) минутой молчанию по случаю ухода из жизни выдающегося отечественного психолога, яркого представителя школы Л.С. Выготского, Бориса Данииловича Эльконина.
В своем пленарном докладе Леонтьев Д.А. затронул такие сущностные вопросы, как: что есть человек, с какой целью он приходит в этом мир, каков смысл всей его жизни, каковы измерения его развития, задав тем самым направления обсуждения двух дней конференции.
Что есть игра в жизни ребенка, каковы ландшафты его возможностей на пути к самостоятельности и инициативности, в чем парадоксы развития – этим вопросам был посвящен доклад Катерины Николаевны Поливановой (д.психол.н., профессор, научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ).
Каков мир особого ребенка, с какими вызовами сталкивается сегодня научная область дефектологии, которая, с одной стороны, стоит за сохранение традиций накопленного отечественного опыта, с другой стороны, реагирует на современные тенденции в образовании – эту проблематику раскрыла Татьяна Александровна Соловьева (член-корреспондент РАО, д.п.н., директор Института коррекционной педагогики РАО, зав. кафедрой сурдопедагогики и инклюзивного образования МПГУ).
Одаренные подростки – кто они? Как они представляют себе творческую личность? Какие характеристики присущи успешной личности? Можно ли быть успешной и творческой личностью одновременно? Какие качества человека особенно важны в цифровом обществе? – тематика доклада Натальи Борисовны Шумаковой (д.психол.н., профессора кафедры Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» МГППУ, Ведущего научного сотрудника лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО).
Как привлечь школьников к естественно-научным профессиям? – этой теме был посвящен доклад Александра Владимировича Леонтовича (к.психол.н., председатель Межрегионального общественного движения «Исследователь»).
Что есть исследование? Как исследование помогает ребенку, подростку, взрослому выйти за пределы заданного, привычных стереотипов? – рассуждал в выступлении Алексей Сергеевич Обухов (ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к. психол.н.).
Второй день пленарных докладов был не менее насыщенным и затрагивал порой очень сложные и непростые вопросы, которые не всегда в научном сообществе сегодня охотно поднимаются:
Что представляет собой танатос-центрация в жизни человека? Что есть жизнь и смерть в целом – мифологии, культуре, психологии – и на войне? Каково понимание жизни и смерти у людей, которые сталкиваются с ней на разных уровнях, в том числе профессиональной жизни, какие трансформации в их психике происходят? Что поддерживает состояние индивида в условиях реальности войны? – раскрывала в своем докладе Лидия Бернгардовна Шнейдер (д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии МПГУ);
Что есть детское благополучие? Зачем нужна субъективная оценка благополучия детей в Российской Федерации? Какие показатели могут характеризовать его? Что дает оценка качества собственной жизни ребенка профессиональном сообществу и государству в целом? Каков уровень субъективного благополучия детей-сирот в разных условиях воспитания? Подростков-мигрантов в зависимости о времени проживания в России? Подростков различных категорий из разных типов семей? – представила результаты исследования Галина Владимировна Семья (д.психол.н., профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, член Экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, член Экспертного совета Министерства просвещения РФ по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; международный эксперт).
Что представляет собой «чертик из табакерки» в социокультурном контексте»? Что для исследующего человека таит в себе встреча с новым, какие могут быть сокрыты потенциально опасные свойства? Какие существуют культурные средства игровой подготовки к встрече с новым? – тематика доклада Александра Николаевича Поддьякова, (д.психол.н., профессор, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии НИУ ВШЭ).
Каков феномен миграции в историко-культурном контексте? Что представляет собой внутренняя миграция? Чем она обусловлена сегодня? Какова природа ее процессов в наиболее удаленных, трунодоступных регионах РФ (на примере Камчатского края)? Каковы личные истории тех, кто иммигрировал в разные страны? Как покинувшие страну выстраивают свою новую жизнь, ведь порой миграция ведет к «обнулению» того, что было до? Как соотносится прошлое жизни человека и его настоящее и будущее? – обсуждали Анатолий Маркович Цирульников (д.п.н., профессор, академик РАО), Алексей Сергеевич Обухов (к.психол.н., профессор), Константин Михайлович Анчиков (аспиранта Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ).
В серии пленарных выступлений поставил точку доклад Ольги Сергеевны Павловой, (к.п.н., заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология» МГППУ) на тему «Религиозные и этнические факторы в самосознании личности: анализ актуальных исследований», в котором поднимались такие вопросы, как: в какой взаимосвязи и соотношении находятся друг с другом разные типы идентичности – этническая, гражданская, религиозная? Следует ли ставить знак равенства между духовной, составляющей человека и его религиозными убеждениями? Всегда ли религиозный человек – это высокодуховный человек, и наоборот? В чем особенности феномена «нерелигиозности»/«бездуховности» сегодня?
Темы, обозначенные в пленарных докладах и затронувшие важнейшие аспекты развития и становления человека в условиях современных вызовов, нашли свое продолжение в работе Круглого стола, посвященного 127-летию со дня рождения Л. С. Выготского «Культурно-историческая психология: вчера, сегодня, завтра», секций «Эволюция социально-психологического феномена социального сиротства», «Психологическая антрополология и антропопрактика в культурно-исторической перспективе», дискуссионных площадок – «Развивающийся ребенок в развивающейся системе образования», «Антропология и дефектология: пересечения и перспективы развития», а также мастерских «Педагог-Событие» – становление педагога в опыте событийности (на модели сценического действия)», «Герменевтическая антропология: кинопоэтика сопереживания в поисках смысла», кинолекториев, с просмотром и обсуждением антропологических фильмов «Забайкальская казачка. Жизнь и вера» (авт. Кляус В.Л., 2022 г.), «Источник души» (Москва – Каргополь, 2019 г.).
В работе конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели, педагог-психологи, тьюторы самых разных образовательных учреждений: МПГУ, НИУ ВШЭ, МГППУ, ИКП РАО, ПИ РАО, МГУ, МГПУ, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», МПСУ, РГСУ, МИИТ, ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Государственный университет просвещения (ГУП), НО ВО «РосНОУ», Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Алтайский государственный университет, Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, ГБОУ Школа 1861 «Загорье», ГБОУ Школа №875, ГБОУ Школа № 1208 , Средняя школа №27 г.Севастополя, Издательство «Мозаичный парк», АНО Центр «Два крыла» и др.
Фото: О. Петрова, С. Савин
Пленарное заседание 17 ноября 2023 г.
Пленарное заседание 18 ноября 2023 г.