Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

VII Всероссийский научно-практический семинар «Теория и практика сопровождаемого взросления лиц с особыми потребностями»

Новости МПГУ

VII Всероссийский научно-практический семинар «Теория и практика сопровождаемого взросления лиц с особыми потребностями» состоялся 3 марта 2025 г. в режиме видеоконференцсвязи и был организован кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства. Семинар традиционно приурочен к Дню рождения (28 февраля) своего идейного вдохновителя и основоположника, известного российского дефектолога, Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области образования, Заслуженного работника МПГУ Софии Давыдовны Забрамной.

Идею Софии Давыдовны – обсуждение вопросов развития самостоятельности у обучающихся с особыми потребностями на разных возрастных этапах и рассмотрение подходов в их решении в практике психолого-педагогического сопровождения и педагогической коррекции – продолжает кандидат педагогических наук, доцент кафедры Тамара Николаевна Исаева, председатель программного и организационного комитетов, которой удалось собрать на семинаре 21 специалиста: ведущих преподавателей вузов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов образовательных учреждений, учреждений труда и системы социальной защиты населения, НКО.

К семинару в качестве слушателей подключились 126 человек. Особенно хочется отметить активное участие студентов 2 и 3 курсов дефектологического факультета Института детства.

Семинар открыла Татьяна Сергеевна Никандрова, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства. Она обратилась с приветственным словом и теплыми напутствиями к участникам и подчеркнула, что самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, которое по мере взросления формируется и закрепляется в процессе всей жизни человека. Развитие самостоятельности и инициативности выступает целевым ориентиром сопровождения человека с особыми потребностями на всех возрастных этапах от раннего детства и до взрослой жизни, которое нуждается во внимании со стороны семьи, профессиональной поддержки специалистов, выстроенной среды, принимающего социального окружения.

Директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Андрей Михайлович Царев раскрыл организационные условия развития и поддержки самостоятельности детей и взрослых с особыми потребностями. Об использование средств АДК в развитии самостоятельности у детей и подростков с ТМНР рассказала Анна Андреевна Кибрик, психолог, педагог, региональный тренер международной языковой программы Макатон, член Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики», (Москва). Опытом практической деятельности поделились специалисты ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Анваровна Васильева определила значение академических знаний при формировании жизненных компетенций у обучающихся с ТМНР, а методист школьного отделения для детей с ТМНР Елена Анатольевна Рудакова представила самостоятельность как критерий оценки достижений обучающихся по СИПР. О коррекции нарушений грамотного письма у детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями рассказали в совместном докладе Юлия Михайловна Гридина, учитель-логопед МБОУ городского округа Королёв Московской области «Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей», и Анна Николаевна Уздемир, учитель-логопед МАОУ городского округа Королёв «Гимназия № 9».

С рассмотрения психолого-педагогических аспектов сопровождаемого взросления аудитория переключилась на клинические аспекты. Доклад «Учет типологических особенностей нервной системы при организации обучения и воспитания детей с РАС» представили профессора кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Наталья Анатольевна Красноперова и Татьяна Моллаевна Уманская. Специалисты РБОО «Центр лечебной педагогики» (Москва) – клинический психолог Елизавета Сергеевна Захарова и педагог-психолог Карпова Надежда Алексеевна – поделились опытом и результатами исследований по развитию самостоятельности в трудовых и жизненных компетенциях у студентов с психическими нарушениями на примере «Гастрономической модельной площадки». Перспективы профессионального самоопределения обучающегося с ТМНР со стороны ожиданий родителей рассмотрела Анна Александровна Еремина, доцент кафедры специальной педагогики и комплексной психолого-педагогической реабилитации ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения». В докладе Екатерины Николаевны Лебедевой, логопеда, дефектолога РБОО «Центр лечебной педагогики» (Москва) «Групповая работа с молодыми людьми 18+» был представлен опыт работы с использованием языковой системы «Макатон». Юлия Андреевна Жулина, педагог-психолог, дефектолог, методист проектов Благотворительного учреждения «Центр социальной реабилитации «Турмалин» (Москва), на примере опыта проведения Инклюзивного форума рассмотрела вопросы поддержки самостоятельности и взрослости у молодых людей с особыми потребностями. Коллективный доклад Екатерины Михайловны Иноземцевой, аспиранта кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, руководителя «Семейного центра диагностики и развития детей и молодежи» Благотворительного фонда Екатерины Иноземцевой и преподавателей МПГУ Елены Сергеевны Тушевой и Анны Владимировны Сизовой был посвящен созданию творческой образовательной среды сопровождаемого взросления лиц с особыми потребностями. Ольга Владимировна Соколова, координатор проектов Ассоциации специалистов по поддержке лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» (Москва) представила проект «Открытая дверь», направленный на социализацию молодежи с особыми потребностями, включение ее в дела милосердия, создание в обществе позитивного образа человека с инвалидностью, преодоление одиночества среди людей пожилого возраста и замкнутости семей с инвалидами. Сообщение «Развитие инициативы у дошкольников с ОВЗ в экспериментальной деятельности» было сделано Татьяной Владимировной Алабиной, стажером кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, учителем-дефектологом МБОУ «Гимназия № 1» (Мытищи). Доцент кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства Ольга Викторовна Дружиловская посвятила свой доклад нравственному становлению подростков с особыми потребностями через уроки войны – к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Софья Владимировна Гурова и Ольга Юрьевна Мельникова, учителя-дефектологи ГБОУ города Москвы «Школа-интернат № 17» рассказали о развитии навыков самостоятельности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта посредством театральной сказки М. Пляцковского «Самый счастливый день».

Участники семинара и члены оргкомитета дали следующую оценку проведенному мероприятию: на семинаре была создана атмосфера доброжелательности и научной объективности; семинар был актуален, полезен, отличался новизной полученной информации; семинар способствовал получению новых знаний и навыков в решении профессиональных задач будущих дефектологов, приобщению их к научно-исследовательской работе.

Также была отмечена высокая степень удовлетворенности от данного семинара. Учитывая накопленный опыт, заслушав и обсудив представленные сообщения, участники семинара, пришли к единому мнению о том, что необходимо продолжить сотрудничество в сфере обмена опытом работы по вопросам сопровождаемого взросления лиц с особыми потребностями.

 

04 / 03 / 2025

Показать обсуждение