12.12.2025 года на Факультете дошкольной педагогики и психологии в рамках ВСЕРОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «ПЕДАГОГ 2040: НОВОЕ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ» проведена секция 6 «Новое в подготовке педагога дошкольного образования». В работе секции, в рамках второго дня работы Форума, посвященного лучшим практикам вузов по предметно-методической подготовке педагогов, приняли участие более 50 человек.
Руководила работой секции Авдулова Татьяна Павловна, заместитель декана ФДПиП по НИР, к.пс.н., доцент.
В рамках работы секции рассмотрены следующие актуальные вопросы подготовки педагогов дошкольного образования:
- Приоритетные направления содержания подготовки педагогов дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства
- Об опыте аттестации студентов УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки в форме профессионального (демонстрационного) экзамена в БГПУ им. М. Акмуллы
- Технопарк и центр развития компетенций как инновационный инструмент в подготовке педагога дошкольного образования и организации родительского просвещения
- Использование арт-практик в профессиональной подготовке магистров
- Расширение компетентностной матрицы подготовки педагогов дошкольного образования
- Опыт и проблемы подготовки студентов ВУЗа к математическому развитию детей дошкольного возраста
- Использование профессиональных задач в развитии конфликтологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования в рамках базового высшего образования
- Демонстрационной экзамен как форма аттестации будущих педагогов дошкольного образования: модели, оценочные средства, сопровождение
- Задачи нормативно-организационного и методического обеспечения подготовки студентов к педагогическому виду деятельности в системе дошкольного образования
- О новых подходах в формировании культурных ценностей и сохранения культурного кода у студентов в контексте художественно-эстетической деятельности
- Подготовка студентов к просвещению родителей детей дошкольного возраста
- Новые технологии формирования методических компетенций студентов в самостоятельной работе
- Современные вызовы, меняющие подготовку воспитателей
- Подготовка педагога дошкольного образования к реализации воспитательных задач духовно-нравственного развития детей по программам базового высшего образования
На секции ВЫСТУПАЛИ докладчики от МПГУ и еще пяти педагогических вузов со всей страны.
От МПГУ выступали:
- Парамонова Маргарита Юрьевна, декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, к.п.н., доцент
- Толкачева Галина Викторовна, профессор кафедры дошкольной педагогики, к.п.н., доцент
- Изотова Елена Ивановна, зав. кафедры возрастной психологии МПГУ, к.пс.н., доцент
- Волобуева Людмила Михайловна, зав. кафедрой дошкольной педагогики МПГУ, к.п.н., доцент;
- Никифорова Ольга Владимировна, МПГУ, доцент кафедры дошкольной педагогики, ИРЗАР, ведущий научный сотрудник, к.п.н.
- Куланина Ирина Николаевна, МПГУ, зав. кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н., доцент
- Кротова Татьяна Викторовна, МПГУ, доцент кафедры дошкольной педагогики, к.п.н., доцент
- Чугайнова Оксана Геннадиевна, МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, к.п.н., доцент
- Авдулова Татьяна Павловна, МПГУ, зам. декана по НИР, к.пс.н., доцент
Из других вузов выступали следующие докладчики:
- Боронилова Ирина Геннадьевна, директор института педагогики ФГБОУ ВО “Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы”, к.п.н., доцент.
- Шабаева Гузель Фагимовна, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Института педагогики ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы (БГПУ), к.п.н., доцент, федеральный эксперт
- Тупичкина Елена Александровна, профессор кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, д. п. н.
- Садыкова Лилия Равилевна, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО Набережночелнинский государственный педагогический университет (НГПУ), к.п.н., доцент
- Еник Оксана Алексеевна, доцент кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-педагогического института ФГБОУ ВО Тольяттинский ГУ, к.п.н., доцент
- Семенака Светлана Ивановна, доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, к.п.н., доцент
- Борисова Марина Михайловна, доцент, к.п.н., доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ
- Шукшина Светлана Евгеньевна, доцент, к.п.н., доцент департамента методики обучения института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ
Работа секции «Новое в подготовке педагога дошкольного образования» прошла с высокой эффективностью и концентрацией обсуждений. Обсуждались следующие вопросы:
- Представлен анализ приоритетных направлений содержания подготовки педагогов дошкольного образования в условиях единого образовательного пространства
- Представлены различные инновационные инструменты подготовки педагога дошкольного образования: технопарк, длительные стажировки, инновационные площадки, новые формы практики.
- Внесены предложения по созданию на базе МПГУ единого УМК по дошкольному образованию и разработке полного актуального пакета учебно-методического обеспечения подготовки педагога дошкольного образования (учебник, учебные и методические пособия, методики и проч.)
- Показаны изменения в системе оценки качества дошкольного образования. Различные ВУЗы презентовали свой опыт реализации демонстрационного экзамена и структуры оценки качества образования в соответствии с новыми государственными задачами.
- Обсуждались вопросы расширения компетентностной матрицы подготовки педагогов дошкольного образования в связи с новыми запросами от детских садов, семьи и в контексте государственной политики в системе образования.
- Продемонстрированы новые практики в области математического образования в системе дошкольного образования. Обосновано приоритетности естественнонаучного и математического вектора в дошкольном образовании.
Участники секции признали ее работу отличной и сделали ряд предложений в итоговые документы работы Форума «ПЕДАГОГ 2040: НОВОЕ В ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ».


