Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Осенние встречи и основные направления работы Герменевтического клуба МПГУ

Новости МПГУ

В первых числах декабря под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства Натальи Борисовны Ковалевой состоялась серия встреч актива московской группы Герменевтического клуба, на которой были обсуждены наиболее значимые события осени и рассмотрены планы и проектные инициативы ближайшего будущего.

Одним из самих ярких событий стала недавняя очная встреча Н.Б. Ковалевой с активом питерской группы Герменевтического клуба в Санкт-Петербурге. В центре внимания наряду с текущими вопросами и обсуждением некоторых инноваций в самой медиагерменевтики был фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» (2023) – фильм, бьющий в средоточие злободневных проблем современности и дарующий мощные опоры для понимания «мира энергии и парадоксов». Среди самых емких образов и парадоксов яркое впечатление на участников обсуждения произвели три: «отравленное» яблоко, «приятное для глаз»; «гибель звезды» и «цепная реакция», уничтожающая мир в пролонгированном времени. Особое внимание вызвала также миниатюрная притча: «Можно поднять камень, но не быть готовым увидеть змею, что под ним». В качестве итога были обобщены вопросы, для дальнейших обсуждений: «Что значит не быть готовым увидеть змею? Мог ли Роберт Оппенгеймер выбрать путь – «не разбивать бокал», который он создал? Что побудило Оппенгеймера принять ответственность за Манхэттенский проект? – Что значит не быть готовым видеть змею? – У кого руки в крови? Какой вопрос задает Нолан? В чем свобода гения физики?  Как и за что можно взять ответственность в мире неопределенности и парадоксов?»

Руководителями клуба в рамках международных, всероссийских конференций, межрегиональных круглых столов, семинаров и других событий было проведено   12 плодотворных мастер-классов в очном режиме в Москве, Иркутске, Санкт-Петербурге, в том числе «Герменевтический клуб МПГУ: развитие способности понимания как путь в науку и профессию; « Поиск себя и образ будущего в отрочестве и юности»; «Медиагерменевтические принципы работы с Евангельскими текстами» «Понимание неизвестного как вызов нашего времени»;    «Герменевтическая антропология: кинопоэтика сопереживания в поисках смысла»; «Герменевтика недоумения и понимания как ключ к пониманию себя, мира и текста»; «Психология переживания смысла в современной медиасреде». Все мастер-классы включали кинопоказ, творческое исследование, дискуссию, фестиваль идей.

В качестве значимых событий этой осени целесообразно отметить проведение ряда очных и дистанционных встреч ГК в МПГУ, в результате которых сформировалась группа актива ГК бакалавров 1-3 курсов дефектологического факультета Института детства.

Участники в многочисленных откликах отмечали синергию, теплую со-творческую атмосферу, возможность сопереживания мощным культурным образцам, появление мировоззренческих открытий. Вот несколько примеров.

Вероника Шастова: «В рамках каждого просмотренного произведения мы в кругу размышляли о смысле, о том, что вызвало переживания и что нашло отклик у каждого из присутствующих. На примере киногероев можно было наглядно увидеть многие моменты, которые в обычной жизни разглядеть сложно. Мне понравилось рассматривать разные точки зрения и обсуждать их. Все это в итоге помогло мне иначе посмотреть на те вещи, отношение к которым изначально было у меня однозначным».

Варвара Пивоварова: «Вдохновило, что вместе у нас действительно получилось создать со-творческую атмосферу, где каждый делился своими мыслями, и в результате открывалось совершенно новое направление размышлений. Я сделала вывод, что сопереживание связано не только с осознанием эмоций моего собеседника, но и с совместным поиском смысла происходящего вокруг нас события, будь то сюжет кино или жизненная ситуация».

 

Межрегиональный герменевтический клуб успешно продолжает работу в различных направлениях и проектах.

На данный момент работает 7 Евангельских семинаров, которые готовятся и проводятся священниками и другими челнами актива клуба при консультировании и руководстве Ф.А. Ковалева на основе герменевтики недоумения и вопрошания. Семинары ведутся и для старшеклассников, и для студентов, и для взрослых. Интересно начинание С.В. Данильчевой по проведению таких семинаров для работников хосписа и родителей детей, находящихся на длительном лечении.

Плодотворно продолжается работа по подготовке и проведению программ детского летнего лагеря «Роднички», которые успешно проводятся с привлечением технологий рефлексивно-позиционной герменевтики уже более 10 лет. В этот раз главным героем смены был Бен-Гур, что позволило в принципе изменить представления подростков о героях. Герменевтику также впервые применили в патриотической программе «Слава Героям Отечества» по инициативе начальника смены протоиерея Максима Гаськова с привлечением таких произведений искусства как «Боевой конь» Стивена Спилберга; «Русский Мальчик русский» Александра Золотухина, моноспектакля Евгения Гришковца «Дредноуты».  Важное значение в этой работе имеют постоянно проводимые Федором Ковалевым проектные и методические семинары с руководителями и активом Родничков, в процессе которых рассматриваются и совершенствуются герменевтические техники, расширяется культурный контекст. Не менее успешно развивается и проект «Инновационная православная гимназия» при научном консультировании и постоянном включением в разработку, сценирование и рефлексию занятий   Н.Б. Ковалевой.  В гимназии под руководством иерея Сергия Новикова появляются также общешкольные проекты, такие как «Библейский клуб», необычные гитарные вечера, в которых составляют метафорическую карту пути и запускают символические кораблики в поисках самого значимого в жизни (см. подробнее https://t.me/IEMP_RU/16975).  Священник Георгий Бажин активно вводит в герменевтическое пространство гимназии элементы сюжетно-деятельностных и коммуникативно-ролевых игр («Встреча с Адамом», «Мост» и другие).  В центре занятий оказываются обсуждение религиозных и художественных текстов, разработка арт-упражнений и рефлексивно-творческих форм в технологиях медиагерменевтики. Продуктивность данных программ, в том числе в контексте решения задач становления христианского мировоззрения и патриотическо-гражданской позиции, развития способностей понимания, рефлексии, коммуникации, формирования личностной позиционности и творческой направленности детей и подростков подтверждается проведенными исследованиями, результаты которых озвучиваются в докладах и выступлениях на конференциях и круглых столах. Готовится большое пособие и интерактивный словарь.

Большое значение в развитии герменевтического пространства Герменевтического клуба по-прежнему имеет канал «Вслушивание», ролики которого получают достаточно большой резонанс, и задают контекст для проведения герменевтических встреч в опоре на киноискусство в более широком дискурсивном пространстве.

На ближайшие месяцы намечена серия круглых столов, итоговых семинаров и герменевтических встреч, в том числе вокруг таких произведений как фильм «Повелитель ветра» (реж. Игорь Волошин, 2023); трагический балаган-спектакль «Гроза» в постановке Константина Райкина; поэтико-музыкальный контекст «Культурного вторжения» и ряда умных рождественских мультфильмов.

До новых встреч!

Актив Герменевтического клуба МПГУ

07 / 12 / 2023

Показать обсуждение