С 5 по 21 февраля 2020 г. рабочая группа Института детства под руководством к.п.н., профессора, декана дефектологического факультета Института детства Елены Владимировны Кулаковой открыла второй этап выездного мониторинга по организационно-методическому сопровождению дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Это направление реализуется в сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов – УНИСОП РУДН – с привлечением специалистов дефектологического факультета и кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: к.п.н., доцента кафедры логопедии Марины Михайловны Любимовой; доцентов кафедры психологической антропологии – к.психол.н. Луизы Игоревны Адамян и к.филол.н. Елены Игоревны Адамян; ст. преподавателя Елены Борисовны Колосовой.
На данном этапе мониторинга Калининградская область и Республика Татарстан предоставили возможность проанализировать опыт наиболее эффективных, по мнению регионов, площадок, реализующих адаптированные дополнительные образовательные программы (АДОП), разработанные для детей с особыми образовательными потребностями.
Специалисты высоко оценили деятельность Республиканского модельного центра дополнительного образования Республики Татарстан. Для выявления наиболее действенных механизмов проектирования и реализации АДОП, увеличения охвата детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вовлечения в сферу дополнительного образования педагогов, родителей, узких специалистов – центр применяет высокотехнологичные современные управленческие и методологические подходы, связанные с сетевым взаимодействием, в том числе с организациями спорта, реального сектора экономики, культуры и науки, общественными организациями.
В республике широко используется опора на региональные ресурсы и культурные традиции наряду с активным развитием современных технологий. Так, на базе специальных коррекционных школ (например, ГБОУ “Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья”, г. Лаишево) на высоком методическом и психолого-педагогическом уровне представлены ведущие направления дополнительного образования детей. Постоянно совершенствуется материально техническая база, в частности, в рамках спортивной, эколого-биологической и технической направленности.
Школы, реализующие инклюзивные программы (например, МБОУ “Лицей №78 “Фарватер” Приволжского района г. Казани в сотрудничестве в рамках сетевого взаимодействия с Муниципальным бюджетным учреждение дополнительного образования “Центр внешкольной работы», с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств», с Государственным автономным учреждением социального обслуживания “Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ”), а также отдельно стоящие центры дополнительного образования (МБУ ДО “Дворец школьников” Арского муниципального района, г. Арск), продемонстрировали стройную систему ДО, позволяющую гибко отвечать на запросы родителей и познавательные интересы детей, учитывая, в первую очередь, задачи социальной адаптации и коррекционно-развивающей деятельности: школьные музеи и телестудии, адаптивная физическая культура, скалолазание, паралимпийский спорт бочча и др.
Калининградская область поделилась опытом создания непрерывной системы психолого-педагогической поддержки в рамках дополнительного образования детей и юношества с особыми потребностями: от дошкольного звена до центра психолого-социально-педагогической поддержки лиц с инвалидностью, реализующих АДОП и функционирующих на основе сетевых и межведомственных договоров (ГБУСО КО “Особый ребенок”).
Так, современный инклюзивный детский сад (МАДОУ д/с №55, г. Калининграда), реализующий АДОП для детей с разными нозологиями, в том числе, с ментальными нарушениями и ТМНР, последовательно взаимодействующий с ЦПМПК и локальным психолого-педагогическим консилиумом. Занятия в бассейне с применением специального оборудования и современных методик для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, инклюзивный детский театр, конструкторско-технический блок и другие АДОП помогают ребенку и его семье выбрать студию или секцию по интересам и склонностям. Ресурс дистанционного образования в сфере АДОП был представлен, в частности, востребованной программой, разработанной и много лет реализуемой в Калининградском Областном институте Развития Образования (КОИРО). Данная АДОП создана на основе принципов проектной и творческой деятельности детей, позволяет включать обучающихся с практически любым уровнем начальной подготовки и специфики особых потребностей. Институтом предоставляется специальное оборудование (клавиатуры для детей с нарушением зрения, НОДА; наборы для проведения лабораторных работ в рамках эколого-биологической и технической направленности, библиотека с адаптированными учебными изданиями и пособиями и т.д.)
Текст: Е,Б. Колосова