16 апреля 2025 г. исполнилось 135 лет со дня рождения русской балерины, балетмейстера и педагога, выпускницы Московских высших женских курсов (МВЖК, ныне МПГУ) Людмилы Николаевны Алексеевой.
Л.Н. Алексеева родилась 4 (16) апреля 1890 г. в Одессе, где служил её отец, Николай Фомич Алексеев – военный инженер, капитан (впоследствии генерал-лейтенант в отставке). Мать, Варвара Михайловна была дочерью декабриста Бодиско, участника восстания 1825 года. В начале XX в. семья переехала в город Зарайск Рязанской губернии (ныне Московская область), где в 1907 г. Людмила окончила гимназию с золотой медалью.
В 1907-1910 гг. по инициативе уроженки Зарайска скульптора Анны Семёновны Голубкиной в городе появился Народный театр. В представлениях, которые устраивали сестры Анна и Александра Голубкины, принимала участие и Людмила Алексеева. В то время, после успешных гастролей Айседоры Дункан, в России начали появляться студии пластики, свободного танца, ритмики. А.С. Голубкина посоветовала Людмиле поехать в Москву, чтобы учиться в Школе пластического танца талантливой последовательницы Дункан Эллы Ивановны Рабенек (Эллен Тельс). В 1906 г. Рабенек по предложению К.С. Станиславского стала преподавать пластику в драматической школе при МХАТе, а в 1910 г. открыла свою студию «Московские классы пластики», куда в 1911 г. поступила Людмила Алексеева. Она участвовала в ряде выступлений Школы как в России, так и за рубежом – в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге, Будапеште. Параллельно девушка училась на историко-философском факультете Московских Высших женских курсов ( МВЖК). В «Московских классах пластики» слушательница МВЖК была одной из самых одарённых учениц и выделялась своим собственным видением перспективы свободного танца.
В 1913 г., по окончании семимесячного европейского турне ансамбля Эллы Рабенек, где Алексеева была одной из прим и помощницей самой Рабенек, она покинула «Классы пластики» и в начале 1914 г. открыла собственную «Студию гармонической гимнастики и танца», предназначенную для женщин и детей с любыми природными данными. Людмила Николаевна проделала многолетнюю и кропотливую работу по созданию своей школы движения. В противоположность другим она шла к танцу от гимнастики, которая и послужила базой для школы танца. В алексеевской гимнастике аналитические элементы превращены в законченные этюды. Каждое упражнение сочиняется на специально выбранный для него музыкальный этюд или отрывок. Весь учебный материал представлен в виде этюдов простых и сложных, этюдов искусства движения. Каждый занимающийся является исполнителем маленького произведения искусства. В 1914-1915 гг. появились первые постановки Алексеевой: «Вакханки» на музыку Сен-Санса, «Бабочка» на музыку Грига – подражание Анне Павловой, «Гибнущие птицы», вдохновленные скульптурой Голубкиной, на музыку «Революционного этюда» Шопена. В апреле 1917 г. студия выступила на хореографической олимпиаде, устроенной Э.И. Элировым, руководителем одной из балетных школ.
После революции Л.Н. Алексеева работала в Пролеткульте. В 1918 г. она зарегистрировала «Студию гармонической гимнастики» при ТЕО Наркомпроса. На годовщину революции студия показала свою первую большую пластическую постановку-трилогию «Мрак. Порыв. Марсельеза» – на музыку Шумана, Листа и мужа Алексеевой, композитора Г.М. Шнеерсона. Основную массу составляли мужчины, а сама она солировала. На одном из спектаклей присутствовал В.И. Ленин. В 1919 г. Алексеева была вынуждена уехать из Москвы, а вернувшись осенью 1921 г., возродила студию, которая просуществовала до мая 1923 г. В 1920-е гг. Людмила Николаевна преподавала в Театральном техникуме, вела классы сценического движения в Белорусской драматической студии. У Алексеевой занималась дочь видного китайского политического деятеля Сильвия Чен, которой в 1928 г. она поставила «Гавайскую гитару» (музыкальная аранжировка Г. Шнеерсона). Л.Н. Алексеева занималась лечебной гимнастикой с детьми в туберкулезном санатории в Крыму. В летний период она уезжала в Евпаторию, где вела занятия по физической культуре с лежачими больными, занятия со специальной группой, где создавала новые упражнения и этюды искусства движения.
В 1934 г. директор московского Дома учёных, бывшая актриса МХАТа М.Ф. Андреева пригласила Людмилу Николаевну в Дом учёных, где она и проработала до конца своей жизни. У Алексеевой занимались известные люди, среди которых – постановщик танцев Московской эстрады М.Г. Геворкян, танцовщица Анна Редель, для которой в 1939 г. Алексеева сочинила и посвятила ей «Ната вальс» Чайковского. В 1940 г. была сделана вторая большая постановка Л.Н. Алексеевой для концертного Ансамбля оперы И.С. Козловского.
Работу, шедшую под различными вывесками: «Студия танца Л. Алексеевой», «Мастерская искусства движения», «Студия гармонической гимнастики и танца», «Школа-лаборатория художественной гимнастики», Алексеева вела всю свою жизнь. Будучи уже неизлечимо больной, Людмила Николаевна, отказываясь от помощи, поднималась на пятый этаж школы на Цветном бульваре, входила в зал и, полулёжа, вела занятия, давая команды сильным, повелительным голосом.
Людмила Николаевна Алексеева скончалась 18 ноября 1964 г. в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище. После смерти Людмилы Алексеевой занятия продолжили её ученицы: Н. М. Алексахина, И. Е. Девяткова, И. Б. Тарасова, Инесса Кулагина, ставшая руководителем Студии художественного движения.
Творчество Л.Н. Алексеевой оказало большое влияние на развитие искусства танца, пластики, эстрады и физической культуры в России. Традиции гармонической гимнастики и танца Алексеевой живы по сей день. Занятия по её системе продолжаются, привлекая к себе всё новых и новых приверженцев и поклонников.
А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ.