Ежегодно в южно-тирольском городе Випитено (Vipiteno) проходит конференция, посвящённая русско-итальянским музыкальным связям в рамках музыкального фестиваля.
Эту конференцию проводит и представляет международное научное общество, занимающееся продвижением исследований русского музыкального репертуара – Институт изучения русской музыки – «Institute for russian music studies. 2024 Annual Conference». В комитет конференции входят известные музыкальные исследователи из России, США, Италии… В конференции, как правило, принимают участие музыковеды из Европы, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки. Это в большинстве своём ученые и аспиранты, являющиеся представителями высших учебных заведений. Регулярные ежегодные конференции посвящены широкому спектру тем, которые способствуют миссии Института – систематическому распространению знаний о русской классической музыке.
В этом году конференция проходила с 9 по 12 июля. Были прочитаны интересные доклады, связанные с исследованием новых литературных и музыкальных документов по русской и итальянской музыке. Темы выступлений были связаны как с именами выдающихся композиторов и музыкальных деятелей (М. Глинка, П. Чайковский, Б. Асафьев, В. Стасов, Н. Римский-Корсаков, И. Стравинский, С. Рахманинов, А. Рубинштейн), так и с проблематикой изучения народной музыки (этнографические исследования музыки различных областей России и Европы). Прозвучали сообщения об отдельных музыкально-театральных жанрах, а также о недавно обнаруженных архивных документах музыкально-литературного мира.
С темой, посвящённой введению в музыкальный педагогический репертуар малоизвестных высокохудожественных сочинений русских композиторов конца XIX – начала XX века Г.А. Пахульского, А.А. Ильинского, А.Н. Корещенко, выступила Наталия Борисовна Пушина, доцент кафедры исследовательской и творческой деятельности факультета начального образования Института детства. Этот доклад был выполнен на основе методической работы, которую Н.Б. Пушина ведёт в рамках преподавания музыкальных дисциплин на факультетах начальных классов и дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
За последние три года Н.Б. Пушина подготовила к печати в издательстве МПГУ сборники фортепианных произведений вышеназванных композиторов, сопроводив их почти впервые в музыковедении ею написанными биографическими статьями и методическими комментариями. Расширение музыкального пространства путем введения в педагогический и исполнительский обиход высокохудожественных, но почти не известных сочинений – главная линия научных изысканий Н.Б. Пушиной. Важность этого направления была отмечена участниками конференции. Было подчёркнуто, что такое определение, как «композиторы второго ряда» в настоящее время теряет актуальность, поскольку эти авторы создали довольно много сочинений, достойных представлять авангард нашего искусства.