5 декабря 2023 г. доцент кафедры психологической антропологии Института детства, кандидат психологических наук Екатерина Вячеславовна Трифонова приняла участие в работе онлайн-сессии «Научные исследования, апробация и экспертиза продукции для детей, средств обучения и воспитания» XIV Конгресса индустрии детских товаров, организованного при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с 5 по 7 декабря.
Организация и проведение Конгресса индустрии детских товаров утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации в целях обсуждения актуальных проблем отрасли с участниками индустрии, заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профильными министерствами и ведомствами. Программа Съезда направлена на обсуждение реализации Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию индустрии детских товаров до 2024 года, а также предложений в новый план до 2027 года. Ключевыми темами мероприятия стали обсуждение новых сценариев развития отрасли, слагаемых технологического суверенитета, инноваций, научно-промышленной кооперации, государственной поддержки. К участию были приглашены представители Научно-экспертного совета ИДТ, ведущих академий, исследовательских институтов и научных школ.
В своем выступлении Е.В. Трифонова коснулась важных вопросов понимания сущности детской игры и средств, необходимых для ее организации (игрушек, игрового оборудования и пр.), рассмотрев их с позиций культурно-исторической психологии и показав линии развития детской игры и ее изменения от натуральных форм и квази-форм к высшим формам поведения. Возрастающее стремление производителей делать «как настоящие» предметы и атрибуты для сюжетной игры оказывается не двигателем, а тормозом для развития детской игры, затрудняет переход в смысловое поле, делает невозможным формирование важнейших возрастных новообразований, снижает развивающий потенциал игры как ведущей деятельности. В сообщении обсуждается, каким должно быть оборудование, игрушки, атрибуты для детской игры, чтобы сохранить ее важную роль в развитии дошкольника и обеспечить переход в смысловое поле из оптического.