Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о работе учителя в инклюзивном образовании, о реализации, трудностях и перспективах такой формы обучения.
В одной из прошлых статей мы затрагивали тему инклюзии и интеграции. Это два подхода, которые ставят перед собой основную цель – социально адаптировать детей с ограниченными возможностями здоровья. Но разница в том, что при инклюзии создается единое образовательное пространство, где учитываются потребности каждого ребенка. Именно в этом и заключается главное отличие.
Но какой подход чаще всего выбирают массовые школы? Мы решили подробнее изучить данный вопрос и узнать мнение преподавателя коррекционного класса средней образовательной школы.
Как вы понимаете термин “инклюзия”?
“Инклюзию часто путают с таким понятием, как интеграция. В моем понимании инклюзия – это совместное обучение, воспитание нормотипичных детей и детей с ОВЗ”.
Чем на ваш взгляд отличается инклюзия от интеграции?
“Инклюзия: ребенок осваивает свою адаптивную программу, учась при этом в классе с нормотипичными детьми, у ребенка есть тьютор, класс оборудуют под его образовательные потребности.
Интеграция: ребенок в обычном классе осваивает обычную образовательную программу, но для него организуют дополнительные занятия, оказываются различные консультации”.
Как вы относитесь к инклюзии?
“К инклюзивному образованию отношусь двояко, есть как и плюсы, так и минусы. К плюсам я бы отнесла возможность полностью социально адаптировать ребенка, учитывая его особенности, а недостатки – это отсутствие кадров (в школах часто не хватает тьюторов и учителей-дефектологов), необходимо организовать особую образовательную среду, что довольно проблематично”.
Какие у вас возникали трудности при работе с особыми детьми?
“Главная трудность – найти индивидуальный подход к каждому ребенку, научиться коммуницировать с каждым из них. А также сложно принять, что успех (прогресс) в работе детей будет не сразу, а в каких-то случаях его может и не быть вообще”.
Как другие дети относятся к детям с ОВЗ?
“Нормотипичные дети прекрасно относятся к детям с особенностями. Дети могут играть, общаться друг с другом (если у ребенка с ОВЗ нет проблем с коммуникацией). Обычные дети учатся понимать, что мы все разные, но это не значит что одни хуже, чем другие”.
Как другие учителя относятся к особым детям?
“Так же, как и другим учащимся. Я не замечала, что педагоги как-то обсуждали или негативно отзывались о таких детях”.
Какие шаги по-вашему должна предпринять школа для достижения полной инклюзии?
“1. Обучение педагогических кадров работе с детьми с ОВЗ.
- Обеспечить малочисленные классы (не по 30 и больше человек).
- Обеспечить доступную среду для таких обучающихся.
- Обеспечить детей тьюторами.
- В школе должны обязательно быть такие специалисты, как дефектолог, логопед, специальный психолог и т. д.”.
Какой подход в наших реалиях более продуктивный?
“На данный момент инклюзия развита плохо, не хватает педагогических кадров. От детей с ОВЗ чаще всего стараются “избавиться”. Уделить внимание таким детям в обычном классе очень сложно, поскольку тьюторов у нас в школах практически нет. В то время как интеграцию создать чуть проще. Детей в классе не так много, и учитель знает, как с работать с такими детьми”.
Данное интервью показало нам то, как учителя на самом деле относятся к детям с ОВЗ, и то, как развиты возможности включения инклюзии в массовые школы. Нормотипичные дети так же, как и учителя стараются не делить других детей на здоровых и больных. Современный мир начал делать маленькие шаги к принятию всех, что дает нам право говорить о возможности полной инклюзии в образовательной сфере. Вопрос стоит лишь в подготовке кадров и организации образовательной среды, которая сможет удовлетворить потребности всех детей.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета
Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 4 курса факультета начального образования
Картинка: Полина Дорофеева, студентка 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 4 курса факультета начального образования