Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Институте детства завершилась Адаптационная программа «Погружение в педагогику» для студентов 1 курса

Новости МПГУ

15 сентября 2023 г. в Институте детства завершилась двухнедельная Адаптационная программа «Погружение в педагогику» для студентов 1 курса.  Руководство проектом осуществлялось зав. кафедрой психологической антропологии, к.психол.н. Луизой Игоревной Адамян.

Концепция «Погружения» зародилась в 2014 году на кафедре психологической антропологии одновременно с возникновением Института детства, как отдельной структуры МПГУ.

В этом году содержание программы было приурочено к Году педагога и наставника в Российской Федерации: в течение двух недель освещался сам феномен наставничества в науке, в образовании, в культуре.

Начало программы «Погружения» с напутственной речью открыли проректор по дополнительному образованию Кудрявцева Д.А., директор Института детства Алмазова А.А., д.пед.н., профессор. Приветственные слова продолжили деканы дефектологического факультета и  факультета начального образования –  Кулакова Е.В.,  Олейникова М.А.

Традиционно в структуру программы входили лекции приглашенных специалистов, увлеченных мастеров своего дела, настоящих профессионалов в своей области из самых разных учреждений – Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского НИУ ВШЭ, флагманской площадки госпитальных школ «УчимЗнаем», Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Университетской гимназии МГУ, Московского физико-технического института  –  а также  мастер-классы, которые проводили как состоявшиеся специалисты, так студенты старших курсов с разных кафедр МПГУ, имеющие опыт проживания «Погружения» прошлых лет.

В период «Погружения» в актовом зале было прочитано 10 лекций, раскрывающие разные аспекты наставничества, с которыми должны быть знакомы будущие учителя начальных классов, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, все те, кому предстоит работать с детьми и продолжить университетские традиции наставничества:

«История Института детства МПГУ», Борисов Владимир Юрьевич, директор музея МПГУ.

«Чему  нас учит опыт жизни академика Владимира Вернадского?», Аксенов Геннадий Петрович, к. геогр.н., ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

«Учитель и те, кто его слышат:  о важных вехах в истории специальной педагогики, связи времен и зачем это нужно»,  Тимофеев Михаил Анатольевич, к.истор.н., руководитель Центра содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

«Развитие самостоятельности ребенка – задача взрослого как наставника»,  Обухов Алексей Сергеевич, к. психол.н., доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

«Ценностные ориентиры госпитальной педагоги», Шариков Сергей Витальевич, руководитель Проекта госпитальных школ «УчимЗнаем», почетный работник общего образования Российской Федерации, Ph.D., профессор.

«Роль наставника в профессиональном становлении людей с инвалидностью», Смолин Олег Николаевич, академик РАО, доктор философских наук, зав. кафедрой тифлопедагогики Института детства МПГУ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», депутат ГД РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ.

«Поговорим о детском чтении?»,  Матрусова Александра Николаевна, к. филол.н., доцент кафедры общего и русского языкознания Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, профессиональный переводчик-синхронист.

«Музей как наставник», Гомберг Наталья Михайловна, руководитель отдела по работе с молодежью и волонтерами, руководитель направления «Пушкинский. Ю», ГМИИ им. А. С. Пушкина.

«Отрочество: как понять себя и другого»,  Шнейдер Лидия Бернгардовна, д.психол.н., профессор, специалист в области практической и прикладной психологии, автор концепции профессиональной идентичности.

«Наставник и наставничество в дефектологии», Соловьева Татьяна Александровна, д. пед. н., директор ФГБНУ «ИКП РАО», зав. кафедрой сурдопедагогики.

«Профессиональная перспектива педагога в российском образовании будущего», Леонтович Александр Владимирович, к. психол.н., директор Университетской гимназии МГУ, председатель МОД «Исследователь».

«Три учителя и три ученика: Сократ, Платон, Аристотель, Александр Македонский», Дежуров Арсений Станиславович, к. филол. н., доцент Учебно- научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ.

В программе Погружения отдельно было выделено время для просмотра в актовом зале антропологических фильмов, часть из которых были сняты в ходе летней экспедиции кафедры психологической антропологии.  Обсуждение фильмов вела Адамян Л.И., (к.психол.н., доцент).

В этом году в рамках Погружения для студентов дефектологического факультета было проведено 37 мастерских. В их организации участвовали преподаватели кафедры психологической антропологии – Адамян Е.И. (доцент., к.филол.н.), Адамян Л.И. (к.псих.н., доцент), Венедиктова А.В. (к.пед.н., доцент), Воробьева И.Н. (ст.преподаватель), Жукова Е.В. (ст. преподаватель), Ковалева Н.Б. (к.псих.н., доцент), Колосова Е.Б. (ст. преподаватель), Кондратьева Н.Л. (к.псих.н.), Конрад И.С. (к.филол.н., доцент), Лосева Л. (ассистент кафедры), Никитина Л.А. (к.п.н.), Родина Н.М. (к.псих.н., доцент), Ростовская А.Е. (ст. преподаватель), Рычагова Е.С., (к.пед.н., доцент), Сумнительный К.Е. (д.пед.н., профессор),  преподаватели кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии – Никандрова Т.С. (зав.кафедрой, к.пед.н., доцент),  Сизова А. В. (к.пед.н., доцент), кафедры дошкольной дефектологии – Кроткова А.В. (зав.кафедрой, к.пед.н., доцент), кафедры тифлопедагогики – Клыков А.В. (ст.преподаватель), кафедры логопедии – Мерзлякова В.П. (к.пед.н., доцент), кафедры начального филологического образования имени М.Р.ЛьвоваМасандилова И.Л. (к.пед.н., доцент), кафедры исследовательской и творческой деятельности в начальной школе  – Борисов В.Ю. (ст.преподаватель), а также студенты дефектологического факультета –  Химич Елизавета (2 курс), Бахмина Светлана (2 курс), Будилов Алексей (2 курс), Шумкина Алена (2 курс), Плаксина София (2 курс), Суркина Алина (2 курс), Хорошильцева София (4 курс), Михайлова Татьяна (4 курс,), Жмаева Мария (3 курс), Бекельман Мария (3 курс), Кирюшкина Мария (3 курс), Плавская Анна (3 курс), Джулия Саакян (2 курс), Тургунхужаева Азизахон (3 курс), Максимова Александра (3 курс), Демешева Алина (2 курс), Митрюкова Ольга (3 курс), Карпова Арина (2 курс), Лосева Екатерина (3 курс), Гаджиева Альбина (3 курс), Лучко Станислава (3 курс), Шабурова Дарья (2 курс), Софьина Мария (3 курс),  студенты и магистранты факультета начального образования – Ильченко Алена (3 курс), Хачатрян Людмила (2 курс), Гришачева Алина (2 курс), Беликова Юлия (магистрант 2 курса), Ефремова Ирина (магистрант 2 курса), выпускники Института детства – Самойлова Елизавета (специалист центра развития открытого образования МПГУ), Егорова Анастасия (младший научный сотрудник ИКП РАО),  приглашенные специалисты – Хакимова Светлана.

В рамках самостоятельной работы студенты готовили проекты, посвященные истории нашего университета. Защита лучших проектных работ прошла в актовом зале под руководством Конрад И.С., к.филол.н., доцента.

«Погружение в педагогику» каждого нового учебного года, начиная с 2014, сложно представить без доблестной и самоотверженной работы нашего Студенческого совета Института детства в лице председателя правления Анастасии Ракутиной и  кураторов, которые выступают из года в год настоящими проводниками и наставниками начинающим студентам. В этом году с нами работали студенты факультета начального образования:  Овсянникова Александра, Хачатрян Людмила, Кутузова Виктория, Перунова Елизавета, Гришачева Алина, Григорьева Диана, Ипатов Никита, Баева Анастасия, Фабер Елена, Беседина Татьяна, Смирнова Анастасия, Нонина Виталина, Максимова Яна, Лабутина Кристина, Ильченко Алёна, Федоткина Дарья, Кирилина Полина и студенты дефектологического факультета: Жемеричева Татьяна, Стасенко Елизавета, Мельникова Алиса, Лахно Алина, Бодунова Ксения, Арчукова Анастасия, Невзорова Виктория, Качалова Анастасия, Будилов Алексей, Синещекова Валерия, Кашицына Арина, Охлопкова Екатерина, Галкина Анна, Миронова Екатерина, Никитина Дарья.

Адаптационная программа «Погружение в педагогику 2023» – позади! Она получилась насыщенной, интересной, разносторонней, глубокой. Мы верим, что зерна, посеянные нашей Программой непременно дадут всходы в будущей профессиональной и образовательной деятельности наших студентов: в их исследованиях, педагогической работе, помощи детям, основанных на тех ценностных ориентирах, которые вели всех участников эти две недели.

Кафедра психологической антропологии выражает благодарность многоуважаемым коллегам и гостям МПГУ за включенность «в возделывания почвы» нашего совместного будущего в лице молодого поколения! Мы надеемся на продолжение сотрудничества: в совместных исследованиях и организации творческих Событий.

Новость подготовили: Л.И. Адамян, Е.И. Адамян, Е.Б. Колосова
Фото: Е.И.Адамян, Л.И. Адамян, Е.В. Жукова, И.С. Конрад, Л. Химич

 

 

 

 

 

 

18 / 09 / 2023

Показать обсуждение