Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Алехин Александр Данилович

 

Российский ученый, искусствовед, педагог. Кандидат искусствоведения. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный работник культуры РСФСР. Отличник просвещения СССР.

Родился в Москве 6 декабря 1934 года в семье служащих. Закончил художественно-графический факультет МГПИ им. В. П. Потемкина (ныне МПГУ им. В. И. Ленина). Преподавал в школе, заведовал изостудией Дома пионеров. Написал ряд книг в помощь художникам-педагогам. Свыше двадцати лет участвовал в работе ученых методических советов при Министерстве просвещения РСФСР и МП СССР.

В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию, став первым кандидатом наук по рериховскому наследию. Написал несколько книг о творчестве Н. К. Рериха, вышедших массовыми тиражами в популярных сериях. С самого начала входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока (с октября 1984 года).

Работал ученым секретарем научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР, старшим научным сотрудником лаборатории изобразительного искусства НИИ школ МП РСФСР. Много лет был членом редколлегии журнала Союза художников СССР, Академии художеств СССР, ЦК ВЛКСМ «Юный художник», членом редакционно-издательского совета издательства «Просвещение».

Автор более 160 печатных работ по вопросам художественного образования и эстетического воспитания, а также по теории и истории изобразительного искусства. Защитил докторскую диссертацию по педагогике. Последние годы жизни — профессор художественно-графического факультета в МПГУ им. В. И. Ленина.

А нужно ли, чтобы создать произведение изобразительного искусства, учиться? В книгах, журналах, газетах время от времени, и не так уж редко, можно прочитать, что учить детей рисованию необязательно. Наоборот, у них якобы надо учиться, предоставлять «детскому искусству» лучшие музеи, галереи и выставочные залы.

Впрочем, некоторые подходят более осторожно, учить детей вроде бы и надо, говорят они, но лишь после того, как минует доподростковый возраст (то есть когда в средней общеобразовательной школе курс рисования уже завершается) и настанет пора критического отношения к самому себе. А самокритичность — враг юных художников, потому что мешает им работать спонтанно, «непосредственно».

И вот вокруг пяти-семилетнего ребенка, а порой и трехлетнего, собираются дяди и тети и выискивают сделанные им открытия в области цвета, композиции, «находят» в рисунках отражение всего пути развития мирового изобразительного искусства и даже его далекого будущего.

Из статьи "Нужна ли грамота творцу? Записки художника-педагога"

Фотогалерея

Наши выпускники в разных областях деятельности