Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Рыбникова Мария Александровна

Выпускница историко-филологического факультета Московских высших женских курсов Герье (ныне – МПГУ), закончила в 1909 году. Педагог, методист, литературовед.

Родилась 20 февраля 1885 года. После окончания МВЖК преподавала в Вяземской женской гимназии. С 1918 работала в Малаховской средней школе, затем преподавала во 2-м МГУ (ныне – МПГУ), работала  в научно-исследовательских педагогических институтах (в том числе в институте школ Наркомпроса РСФСР). Основные труды посвящены методологии и методике изучения литературных произведений, развитию речи учащихся, проблемам теории литературы, стилистике, устному народному творчеству. Разработала научно обоснованный курс методики преподавания литературы, в котором особое внимание уделено воспитательной и образовательной роли литературы в формировании личности учащихся, их творческих способностей. Автор книг «Изучение родного языка», «По вопросам композиции», «Современная и классическая литература в школе», «Введение в стилистику» и др.

Скончалась в 1942 году.

В 1909 году М. А. Рыбникова успешно заканчивает Высшие женские курсы. По всем предметам, кроме французского языка, в ее дипломе значится высший балл – «весьма удовлетворительно». Но за годы ученья на курсах она приобрела не только хорошие знания по педагогике и филологии. Регулярная преподавательская деятельность, участие в педагогическом кружке, находившемся под влиянием идей Л. Н. Толстого о «свободном воспитании», насыщенная педагогическими исканиями домашняя атмосфера в семье Рыбниковых, работа в воскресных школах и детских учреждениях – все это стимулировало воспитательные интересы и умножало преподавательский опыт молодого педагога. Одно время М. А. Рыбникова увлекается идеей создания собственной школы. Но, убедившись в неосуществимости этого плана, она решает поехать на работу в вяземскую гимназию. В своем дневнике она записывает: «Пять самых разнообразных курсов, с целым рядом грандиозных вопросов. Я подавлена количеством всего этого и пока безнадежно взираю на будущее. Вообще дела, дела – уйма». Но молодая учительница без страха идет навстречу трудностям. Тепло встреченная преподавателями и ученицами, она через месяц после начала занятий заносит в свой дневник: «Я будто в Вязьме уже давно, давно. Так много пришлось видеть, слышать, столько впечатлений и волнений. Класса, детей я уже не боюсь, бодро и весело иду в класс. На меня смотрят как будто приветливо и доверчиво. Ходят смутные слухи, что я им понравилась…

Из «Историко-методических очерков «Вопросы преподавания литературы», автор - Я. А. Роткович

Наши выпускники в разных областях деятельности