Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Спиркин Александр Георгиевич

Выпускник Московского института дефектологии (ныне – факультет МПГУ). Закончил в 1941 году. Философ, специалист в области диалектического материализма, философских проблем психологии и кибернетики. Профессор, доктор философских наук. Член-корреспондент АН СССР.

По сфабрикованному делу был арестован и в 1941—1945 гг. отбывал срок. После освобождения работал научным сотрудником в Институте неврологии Академии медицинских наук, затем стал научным сотрудником Института философии АН СССР. Позже был деканом дефектологического факультета Московского заочного педагогического института, работал в издательстве «Советская энциклопедия», заведовал редакцией философии.

Был старшим научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где заведовал сектором диалектического материализма, а позже работал главным научным сотрудником. Заведовал лабораторией биоинформации при Обществе радиотехники, электроники и связи имени А.С. Попова. Преподавал философские и психологические дисциплины в высших учебных заведениях г. Москвы.

Автор популярных учебников по философии. Рукопись его учебника «Основы философии» была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений. Определял философию как «теоретическое ядро мировоззрения», делил ее на идеалистическую и материалистическую. Категории бытия и реальности воспринимал как синонимы.

Скончался в 2004 году.

в 1937-ом, я, наконец, поступил в институт. Это был институт Дефектологии. Позже он влился в Педагогический
институт, а в те годы я учился на факультете олигофренпедагогики, на отделении русского языка и литературы. У нас преподавал известный автор учебника русского языка Крючков Сергей Дмитриевич. Древне-славянский нам читал бывший ссыльный Виноградов Виктор Владимирович. Он тогда еще не был академиком, а в Тобольске отбыл наказание за то, что в беседе с кем-то из русских эмигрантов сказал: “Зачем нам НКВД? У нас и так у всех мозги штампованые”. За острословие и был он сослан, в ссылке написал труд по современному русскому языку.

Психиатрию я проходил у Дмитрия Ивановича Азбукина. Он занимался гипнозом: усыплял, внушал, лечил. Я помню, как приходили к нему люди, заколдованные в деревнях. Он их из этого состояния выводил. Приезжал к нам Вольф Мессинг, и мы его феноменальные способности анализировали.

Психологии нас учил Александр Романович Лурия. Кажется, он происходил из семьи крупного психиатра. Он и сам знал психиатрию, а по нейропсихологии специалистом был просто уникальным. У него было два образования: уже будучи профессором психологии, он посещал медицинский институт как студент.

Это был живой, яркий человек, прекрасный экспериментатор. Около него всегда было много людей. На его лекциях мы анализировали разные виды аномального развития мозга. Вот, например, если недоразвились лобные доли, то выпадение каких психических функций наблюдается? А как водянка мозга отражается на психике? Вот такая была у нас атмосфера – полная погруженность в научную среду.

Благодаря всем этим титанам я получал свое образование.

В учебе, а потом и в исследованиях я был фанатичен! Я жил не жизнью студента, а жизнью монаха. Я ночью не в ресторан “Поплавок” ходил, как другие, а в обезьянье стадо, чтобы проверить, как они на мое появление реагировать будут.

Из воспоминаний А.Г. Спиркина

Наши выпускники в разных областях деятельности