Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Цейтлин Стелла Наумовна

Выпускница историко-филологического факультета МГПИ им. Ленина (ныне – МПГУ). Лингвист, основоположник научной школы российской онтолингвистики. Профессор, доктор филологических наук.

Родилась 23 февраля 1938 года. После окончания института несколько лет преподавала литературу, русский и английский языки в школах Москвы и Ленинграда. Училась в заочной аспирантуре ЛГПИ им. Герцена на кафедре русского языка, одновременно работая там ассистентом. Начала заниматься проблемами освоения языка ребёнком, в первую очередь— лингвистическими причинами распространенности в речи детей многочисленных отступлений от языковой нормы.

С 1991 года— заведующая первой в России кафедрой детской речи на факультете дошкольного воспитания. В течение 6 лет исполняла обязанности представителя России в бюро международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL). Руководит Всероссийским постоянно действующим семинаром по детской речи. С 1993 года— заведующая Лабораторией детской речи РГПУ им. А. И. Герцена. С 2011 года — профессор кафедры языкового и литературного образования ребёнка.

Член редакционной коллегии журнала «Русский язык в школе». Руководитель разработки программы курса детской речи. Автор более 300 публикаций, среди которых монографии «Язык и ребёнок: лингвистика детской речи»; «Речевые ошибки и их предупреждение» ,”Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи”, «Лингвистические этюды» и др.

Руководитель научного направления «Лингвистика детской речи» в РГПУ им. А.И. Герцена. С 1999 года совмещает работу в РГПУ с работой в Институте лингвистических исследований (ИЛИ РАН).

Детская речь – объект изучения разных наук: психологии, нейролингвистики, даже физиологии, ибо связана речь с определенными функциями головного мозга. То, чем мы занимаемся последние 20 лет, сначала называлось лингвистикой детской речи, а потом, в 1997 году, уж простите за нескромность, я придумала термин «онтолингвистика». Этот термин теперь получил очень широкое распространение. Онтолингвистика занимается индивидуальным развитием речи, индивидуальным овладением речью. В индивидуальном она находит общие типичные закономерности. Эта наука не может не быть связана с другими науками, прежде всего с психологией. В наших конференциях, которые проводились раньше раз в два-три года, а теперь – ежегодно, участвуют представители разных наук: и психологи, и лингвисты, и логопеды. На эти конференции приезжают и западные исследователи. Сейчас для нас очень важно исследование детского двуязычия. Подобными вопросами занимается и психолингвистика. Но предмет психолингвистики шире – владение и овладение языком. Мы же заняты только овладением.

Из интервью изданию «Эксперт»

Наши выпускники в разных областях деятельности