Выпускник педагогического факультета 2-го МГУ (одного из вузов, вошедших в состав нынешнего МПГУ). Психолог, действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор.
Был учеником психолога и основателя исследовательской «культурно-исторической теории» Льва Семеновича Выготского. Работал в Академии коммунистического воспитания, заведовал кафедрой Харьковского педагогического института. Во время войны работал в Свердловской области, в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии. Был доцентом и профессором кафедры психологии МГУ, заведующим лабораторией психологии детей дошкольного возраста НИИ Общей патологии и патофизиологии, директором НИИ дошкольного воспитания. В шестидесятые годы стал академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии, позже — членом Президиума АПН СССР. Скончался в 1981 году.
Занимался общей и детской психологией, психологией сенсорных процессов и движения; работал над теорией сенсорного и умственного развития ребёнка. Критиковал тенденцию к искусственному подстёгиванию умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял негативно, так как считал удлинение времени детства величайшим завоеванием человечества. Был награжден Орденом Ленина, Орденом Октябрьской революции, Орденом Трудового Красного Знамени и многими медалями.