Первые Международные историко-педагогические чтения
20-21 сентября 2019 года, на базе ФГБОУ ВО Московского педагогического государственного университета прошла Международная научно-практическая конференция – Первые Международные историко-педагогические чтения «Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации».
Конференция явилась общим результатом научного сотрудничества ФГБОУ ВО Московского педагогического государственного университета, Института «Высшая школа образования», ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО» и Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики.
Открыл Конференцию Первый проректор Московского педагогического государственного университета Виктор Павлович Дронов, в адрес участников прозвучали приветствия от академик-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Михаила Львовича Левицкого, директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Светланы Вениаминовны Ивановой, от президента Международной ассоциации историков образования и организатора ежегодных международных научных мероприятий по истории образования (ISCHE – International Standing Conference for the History of Education), профессора Центра современной и цифровой истории Люксембургского университета (г. Люксембург), phd Карин Прайем, профессора кафедры андрагогики УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидата педагогических наук, Нины Ивановны Петрашевич.
На пленарном заседании прозвучали доклады, посвящённые актуальным проблемам исследования историко-педагогического прошлого, прошли презентации научных советов: по «проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО»; по «проблемам истории музыкального образования»; презентация проекта «Антология отечественного и зарубежного педагогического наследия».
На круглом столе главных редакторов педагогических журналов «Публикации по истории педагогики и образования: потенциал и реальность» прошла активная дискуссия, посвященная вопросам публикационной активности современных исследований .
Одним из значимых ярких событий первого дня конференции стало награждение участников конференции Медалью «За заслуги в развитии истории педагогики» имени З.И. Равкина.
Председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Михаил Викторович Богуславский и Ученый секретарь Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Светлана Вячеславовна Куликова торжественно вручили медали им. З.И. Равкина доктору педагогических наук, заведующему кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессору Алексею Николаевичу Рыжову, доктору педагогических наук, профессору кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет Галине Михайловне Коджаспировой, доктору исторических наук, директору Дирекции изучения истории МПГУ ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессору Сергею Дмитриевичу Половецкому.
Во второй день конференции (21 сентября) состоялась работа 6 секций, отражающих основные направления историко-педагогических исследований образования:
-методологические основы историко-педагогических исследований, исторический дискурс педагогической терминологии;
-реализация потенциала наследия классических представителей отечественной и зарубежной педагогики и видных деятелей образования в современном образовании;
– учительская и учебная литература как историко-педагогический источник;
– история педагогического образования и учительства;
– федеральные, национальные и региональные системы образования: историко-педагогический дискурс;
– современные проблемы образования в историческом контексте.
Как отметил на итоговом пленуме директор Института «Высшая школа образования», доктор педагогических наук Михаил Анатольевич Гончаров: «Первые Международные историко-педагогические чтения «Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации» явились знаковым событием для научного педагогического сообщества и свидетельствуют об актуальности обращения к истории педагогической мысли современного общества.
М.А. Гончаров
21 сентября 2019г. Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. первые международные историко-педагогические чтения
(ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»)
III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура»
28 мая 2019 года в Институте “Высшая школа образования” Московского педагогического государственного университета состоялась III Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и культура». В конференции приняли участие 104 человека из 5 стран – Россия, США, Молдова, Узбекистан, Республика Корея, 26 Вузов и Институтов, представители двух Академий (ИФ РАН, ПИ РАО, СО РАН), а также трех школ г. Москвы № 1576, №12, №246.
Пленарное заседание открыл д. филос. н., директор УНЦ «Междисциплинарных проблем образования и когнитивистики» Института «Высшая школа образования» МПГУ проф. Валерий Сергеевич Меськов с приветственным посланием от ректора МПГУ, директор Института «Высшая школа образования», д. пед. н., профессор Михаил Анатольевич Гончаров поблагодарил собравшихся за активный интерес к работе Института и выразил пожелания дальнейшего сотрудничества. С докладом «Одарённость и топология творчества» выступила д. псих. н., профессору ПИ РАО, проф. кафедры психологической антропологии МПГУ Диана Борисовна Богоявленская. С видеообращением, отражающим основные содержательные вопросы конференции, выступил научный руководитель УНЦ междисциплинарных проблем образования и когнитивистики, академик РАН и РАО, профессор Владислав Александрович Лекторский.
В соответствии с пожеланиями участников конференции были проведены следующие секционные обсуждения:
Секция 1. Искусственный интеллект: неограниченные возможности и возможные ограничения.
Секция 2. Цифровизация образования! Удел или предел?
Секция 3. Когнитивистика, творчество, культура. Трансдисциплинарная интеграция.
- Творчество: средство или цель?
- Межкультурные коммуникации: прошлое, настоящее, будущее.
- Логос, Онтос и Пафос текста в трансдисциплинарном прочтении.
- Когнитивные аспекты правопознания и правосознания.
- Когнитивные и цивилизационные основы этнопедагогики.
Секция 4. «Особенности образования человеческого и социального капиталов поколения «Z»»
В работе молодёжной секции приняли участие 75 студентов МПГУ: 61 из Института иностранных языков и 14 человек из Института Истории и Политики, а также философского факультета МГУ им. Ломоносова. Секция 4 «Особенности образования человеческого и социального капиталов поколения «Z»» проходила в 2 этапа: сессионные обсуждения по группам и симпозиум по итогам обсуждений. Особенность заключается в том, что их участие в конференции фактически было предусмотрено учебными планами.
Около 85% от общего количества участников составили студенты, магистранты и аспиранты МПГУ, МГУ им. Ломоносова, ПИ РАО и других организаций. Они принимали активное участие в работе конференции, выступали с докладами на различных секциях.
Особую благодарность за сотрудничество и участие хочется выразить директору Института Иностранных языков МПГУ – к. ист. н., доц. Засорину С.А., директору института Истории и Политики – к. ист. н., доц. А.Б. Ананченко, д. псих. н., профессору Богоявленской Д.Б., заведующему кафедрой философии и методологии науки философского факультета МГУ, д. филос. н., профессору – Кузнецову В.Г., д. философских наук, профессору, рук. сектора философских проблем творчества ИФ РАН, гл. научн. сотр. – Смирновой Н.М., к. физ.-мат. н., д. филос. н., проф. каф. педагогики Института «Высшая школа образования» МПГУ – Бычкову С.Н., д. филол. н., проф. каф. компьютерной лингвистики и формальных моделей языка Института «Высшая школа образования» МПГУ – Козеренко Е.Б.
По итогам работы секции запланирована коллективная публикация «Образовательные среды для поколения Z».
Для участников конференции Ростовской А.Е. магистром пед. наук, ст. преподавателем каф. психологической антропологии Института Детства МПГУ был подготовлен мастер-класс: «Практика органичного действия в педагогическом образовании».
Конференция завершилась проведением круглого стола: «Роль и значение когнитивистики и культуры в создании современной телесно-когнитивно-ценностной образовательной парадигмы». Особое значение участники конференции придают внутри вузовскому, содержательному сотрудничеству: так на круглом столе собрались руководители подразделений МПГУ непосредственно занимающиеся темой междисциплинарности. Заведующая лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании (МФПО), д. пед. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка Института филологии О. Е. Дроздова выступила с докладом «Метапредметный подход к обучению русскому языку». Профессор, д. филос. н., рук. лаборатории конвергентных исследований в социальных практиках Института перспективных исследований МПГУ О.Е. Баксанский представил доклад об НБИКС технологиях как ресурсе социально-экономического развития, а также рассказал о перспективах работы лаборатории.
В ходе продуктивных обсуждений были определены и рассмотрены: итоги предшествующих конференций, том числе коллективная монография «Когнитивистика, матетика в образовании. Философские проблемы и практические приложения», изданная по итогам предыдущей II Всероссийской научной конференции с международным участием «Когнитивистика и Образование».
Были подведены итоги работы секций: с заключительным словом выступили организаторы – Козеренко Е.Б., Бычков С.Н., Кузнецов В.Г., Шульга Е.Н., Сабанина Н.Р., Зискин К.Е., обозначены достижения в области когнитивистики; вопросы создания общедоступной и пополняемой базы знаний, представляющей результаты современных исследований в релевантных областях когнитивистики; результаты междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований в современном образовании; риски и позитивные перспективы развития образования в общекультурном контексте.
Также проведена работа по формированию содержания следующей коллективной монографии. Достигнута договорённость о создании рабочей группы, в которую войдут члены программного и организационного комитетов, руководители секций, по формированию межведомственной коллаборации для создания и реализации Исследовательской программы «Когнитивистика, образование и культура».
Важное значение в развитии партнёрских отношений участники конференции придают взаимодействию с Российским профессорским собранием, которое на конференции представил руководитель Аппарата Российского профессорского собрания, д. эконом. н., профессор РУДН – А.А. Панарина.
Особенностью подготовки конференции стали регулярные семинары, посвящённые тематике будущих секций, созданию общей среды трансдисциплинарного взаимодействия. Так, в 2018 -2019 гг. были проведены восемь обсуждений: «Теология: богословское образование в странах Америки, Африки и Европы», «Ценности православной культуры», «Философия трансдисциплинарности и культура», «Образование и информатика в трансдисциплинарном научном контексте», «Лингвистические основания матетико-дидактического подхода в образовании», «Идея целостного постнеклассического текста в образовании и культуре», «Многоликая мягкая сила», «Научная мифология».
Отличительным организационным моментом конференции стало проведение веб-трансляции. Благодаря слаженной работе технического отдела и ответственного за конференцию сотрудника Шаталова В.В. Запись веб-трансляции доступна для просмотра по ссылкам: https://mpgu.adobeconnect.com/p0k3xn9732rb/ – читальный зал; https://mpgu.adobeconnect.com/pnk79scz82fa/ – ауд. 200.
II Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и образование»
22 мая 2018 г. состоялась II Всероссийская научная конференция с международным участием «Когнитивистика и образование», организованная Институтом “Высшая школа образования”. Обсуждения по научным направлениям проходили в необычном «Сжатом формате». Представление основных идей участниками проходило в течение 1 минуты, затем предоставлялось дополнительные 5 мин. на раскрытие своей темы. Во второй части конференции происходило развернутое представление обобщенных результатов по каждой секции на общем пленарном заседании в формате резюме модераторов секций.
В работе конференции приняли участие специалисты из 5 стран мира (Россия, КНР, США, Болгарии, Молдовы), 13 городов. На 7 секциях конференции были рассмотрены вопросы из различных областей науки и деятельности: педагогика, психология, теология, политология, право, экономика, управление, логика, философия, нейронауки, история, лингвистика, математика, культурология, социология, физика. Междисциплинарный характер конференции вызвал интерес как у учёных, исследователей:на конференции было представлено 6 институтов РАН и 2 института РАО, так и у практиков. Организатор конференции Институт “Высшая школа образования” МПГУ стал местом притяжения работников системы образования из 31 вуза России и зарубежья, 2-х колледжей, 4-х школ, дошкольных образовательных учреждений; представителей РПЦ, других религиозных организаций и 6 национально-культурных автономий; производственного сектора, органов власти, а также благотворительного фонда “Капитаны” по поддержке образования. Программным комитетом конференции совместно с руководителями секций создан итоговый документ – резолюция для утверждения участниками конференции. В резолюции зафиксированы структура и авторы будущих коллективных монографии по результатам работы секций: “Когнитивные модели познания” – модераторы: В.А. Лекторский, М.В. Кларин; “Инфраструктура информационных образовательных культуронасыщенных сред” – Модераторы: Д. И. Дубровский, В. Г. Кузнецов; “Духовно-нравственная культура, семиология ценностей и лингвистика для образования”- модераторы: Игумен Киприан (Ященко), Е.Б. Козеренко; “Трансдисциплинарные исследования образовательной деятельности, в том числе средствами нейронаук” – модераторы: Ильин А.Б., Громыко В.И.; “Феноменология познания” – модераторы: Бычков С.Н., Ярмак Ю.В.; “Правовые и социально-экономические аспекты непрерывного образования” – модераторы: М.А. Гончаров, Бунеев А.А.; “Теологические основания этнокультурного компонента в образовании” – модераторы: В.В. Страхов, И.П. Рязанцев, Д.Р. Садыхбеков. Определены составы групп для написания грантовых предложений. Кроме того, планируется создать программу развития направления – “Когнитивистика и образование” на ближайшие 2 года в рамках национальных стратегических приоритетов развития РФ.
“Кафедра педагогики МПГУ: взгляд сквозь столетие”. Всероссийская научная конференция с международным участием.
29-30 марта 2018 г. прошла Всероссийская научная конференция с международным участием “Кафедра педагогики: взгляд сквозь столетие”, организованная кафедрой педагогики Института “Высшая школа образования”. Конференция была приурочена к 100-летнему юбилею кафедры педагогики.
Сборник статей по итогам конференции
23 января 2018 года на конференции «Православная педагогика в контексте христианско-антропологической модели образования» в рамках XXVI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ выступил Михаил Анатольевич Гончаров, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Института “Высшая школа образования” с докладом «Идеи православного воспитания в материалах древнерусских произведений и устного творчества».
Представители Института “Высшая школа образования” на Ежегодной Богословской конференции в Православном Свято-Тихоновском университете
23 января 2018 года в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете состоялась Ежегодная Международная Богословской конференции. В секции «Церковь и школа в России в период 1900-1918 годов» с докладами выступили доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Института «Высшая школа образования» М.А. Гончаров и доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Рыжов.
Конференция проходила в главном корпусе Свято-Тихоновского Университета – Московском Епрахиальном доме. Перед конференцией для гостей была организована экскурсия по восстановленному и отреставрированному зданию. Московский епархиальный дом — объект культурного наследия, расположенный в Лиховом переулке в Москве. С 2015 года — главный корпус Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а также фундаментальной библиотеки университета и музея. Епархиальный дом фактически является памятником великих и трагических событий года 1917. В 2005 году передан в аварийном состоянии ПСТГУ, после чего здесь в 2006—2015 годы была проведена масштабная реставрация. В музее представлены уникальные материалы о событиях и людях со дня основания дома до настоящего времени. Соборная палата – самое больше помещение в Московском епархиальном доме. Высота — 9 м, ширина — 17 м и длина — 35 м. Высокая солея и обширная арка обеспечивают хорошее восприятие звука всеми людьми, находящимися в зале. Наряду с регулярными учебными занятиями в Соборной палате проводятся большие публичные лекции, встречи с интересными людьми, концерты с участием церковных и светских коллективов.
М.А. Гончаров представил доклад «Организация религиозного обучения в церковных школах Российской империи в конце XIX – начале XX века».
А.Н. Рыжов выступил с результатами исследования по теме «Высшая школа образования» с докладом «Деятельность Русской Православной Церкви и Министерства Народного Просвещения в реализации всеобщего начального образования в Российской Империи (1900-1917 г.г.)».
В рамках секции также были представлены научные доклады гостей из Санкт-Петербургского Горного университета, Смоленского государственного университета, Тверского государственного университета, Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининграда, а также представители Белоруссии и Литвы.
Круглый стол: «Дорожная карта создания педагогического инфраструктурного кластера на базе МПГУ: ключевые идеи, приоритеты и задачи»
16 октября в Институте “Высшая школа образования” в соответствии с «Концепцией развития МПГУ на период 2017–2020 годы: от возрождения к созиданию нового облика педагогического образования» был проведен настоящий Круглый стол. Проведение Круглого стола приурочено к 145-летию МПГУ.
Концепция развития МПГУ отражает общее представление университетского сообщества о желаемом будущем Университета и формирует площадку для обсуждения этого будущего участниками образовательного процесса всех уровней системы образования, в том числе путём создания профессионального сообщества педагогов для решения актуальных проблем и вызовов современности.
Одним из способов реализации идей Концепции является конструирование «инфраструктурного кластера системы непрерывного педагогического образования». Создание инфраструктурного образовательного кластера предполагает инновационную организацию взаимодействия всех институтов современного общества, что требует интеграции усилий специалистов из разных дисциплин и областей деятельности, а также трансдисциплинарного видения решения проблем.
В ходе дискуссии был намечен ряд практических шагов, необходимых для реализации идеи кластерного подхода:
маркетинговое и цивилизационно-культурное исследование района ЮВАО с точки зрения его проблем, наукоёмких и образовательных дефицитов;
создание базы данных уже существующей продукции Института «ВШО» МПГУ;
анализ возможностей реализации концепции развития МПГУ в данном округе по заявленным в программе круглого стола вопросам.
Материалы обсуждения вошли в открытую информационную среду, в том числе на сайте МПГУ. Результаты станут основой для привлечения к обсуждению Концепции развития МПГУ специалистов из разных областей, а также включения в данный диалог студентов и педагогов.
Способы реализации фундаментальности подхода к изучению предметных дисциплин на примере Информатики
Кафедра педагогики на межвузовской конференции «В.И. Герье: у истоков развития высшего женского образования» 17 мая 2017 года
17 мая 2017 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Владимир Иванович Герье: у истоков высшего женского образования», открытие выставки «В.И. Герье и его эпоха» и подведение итогов Конкурса художественных работ, приуроченного к 180-летию со дня рождения В.И. Герье.
Цель конференции – увековечивание памяти профессора, историка, общественного и политического деятеля, основателя высшего женского образования В.И. Герье.
Конференция состояла из пяти частей:
- Работа пленарного заседания Конференции
- Открытие выставки «В.И. Герье и его эпоха» в холле первого этажа учебного корпуса.
- Работа секций Конференции
- Круглый стол по итогам конференции
- Подведение итогов Конкурса художественных работ, посвященных 180-летию проф. В.И. Герье.
В ходе пленарного заседания был сделан доклад директора Института «Высшая школа образования» МПГУ, д-ра пед. наук, профессора кафедры педагогики Михаила Анатольевича Гончарова.
После пленарной части Конференции последовало открытие выставки фото-архивных документов и предметов «В.И. Герье и его эпоха», основу которой составил проект-победитель Конкурса, монумент В.И. Герье.
Работу 2-й секции Конференции возглавил д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования» МПГУ Алексей Николаевич Рыжов.
Прозвучали доклады и сообщения сотрудников кафедры педагогики Института «Высшая школа образования» МПГУ: канд. пед. наук, доц. Флеры Миназетдиновны Ямалетдиновой; д-ра пед. наук, проф. Алексея Николаевича Рыжова; аспиранта кафедры – ст. преп. кафедры отечественной истории Приднестровского Государственного Университета им. Т.Г. Шевченко Людмилы Еремеевны Петраковой; канд. филос. наук. Натальи Владимировны Шуваловой; специалиста кафедры – магистранта 2 курса факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Екатерины Александровны Маркеловой.
По окончании работы секции преподаватели кафедры педагогики приняли участие в работе Круглого стола Конференции.
Результаты работы Конференции будут отражены в сборнике научных трудов Конференции.
Кафедра педагогики на международной конференции “Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания” 15-16 ноября 2016 года
15-16 ноября 2016 года в МПГУ прошла научно-практическая конференция «Человек в мире неопределенности: методология культурно-исторического познания». Главной целью события являлось развитие и продвижение идей научной школы Л.С. Выготского в Российской Федерации и в государствах-участниках СНГ в рамках Международного сетевого конгресса к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского.
Организаторами конференции выступили Московский педагогический государственный университет и Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество».
В фойе главного корпуса конференцию предварила выставка архивных материалов Л.С. Выготского, подготовленная Музеем МПГУ, и мультимедиа презентация – выставка картин выпускников художественно-графического факультета МПГУ.
В течение двух дней конференции работа прошла более чем в 40 секциях по четырем направлениям: «Культурно-историческая психология и ее место в системе наук о развитии природы, человека и общества», «Культурно-историческая психология и вариативное развивающее образование», «Психология и искусство», «Образовательная политика».
В работе научно-практической конференции приняли участие специалисты образовательных организаций высшего образования по педагогическому, психологическому и лингвистическому профилям, специалисты русских школ за рубежом, специалисты научных и образовательных организаций в области психологии, педагогики, дефектологии, методики и смежных наук.
В работе направления “Образовательная политика” приняли участие сотрудники кафедры педагогики института «Высшая школа образования» МПГУ и выступили с докладами:
- Член-корреспондент РАО, д.психол.н., профессор кафедры педагогики Вадим Артурович Петровский “Персонология образования” в контексте идей Л.С. Выготского”;
- заведующий кафедрой педагогики, д.п.н., Алексей Николаевич Рыжов “Идеи Л.С. Выготского в образовательной политике России начала ХХ века”;
- д.филос.н., профессор кафедры педагогики Валерий Сергеевич Меськов “Идеи Л.С. Выготского и реформы образования в России в 1990-е гг.”;
- д.филос.н., профессор кафедры педагогики Сергей Николаевич Бычков “Л.С. Выготский и В.В. Давыдов”;
- старший преподаватель кафедры педагогики Наталия Рафаэлевна Сабанина “Научное наследие Л.С. Выготского как предтеча идеи “человеческого капитала”.
Обзор материалов конференции “Когнитивные исследования как основания педагогики” 22.04.2017 г.
Кафедра компьютерной лингвистики и формальных моделей языка в США
25 – 28 июля 2016 года в США состоялась Международная конференция ILINTEC’16 «Интеллектуальные лингвистические технологии 2016» в рамках конференции по Искусственному интеллекту ICAI’16 Всемирного конгресса по компьютерным наукам. Председателем оргкомитета выступила заведующая кафедрой компьютерной лингвистики и формальных моделей языка МПГУ, кандидат филологических наук Елена Борисовна Козеренко, которая была награждена сертификатом за достижения в области интеллектуальных лингвистических технологий. Сотрудники кафедры выступили с докладами с последующей публикацией в сборнике научных трудов Конференции.
Программа конференции доступна по ссылке: http://worldcomp.org/events/2016/program/ica_28