Научная школа кафедры педагогики
«История образования и педагогической мысли» (существует с 1923 года)
Общепризнано, что современная педагогическая теория и практика, профессиональная деятельность в сфере образования должны учитывать историю развития тех или иных тенденций в образовании и педагогической мысли. Подобный взгляд определяет ведущие направления разработок данной Научной школы: историко-педагогическая библиография, передовой педагогический опыт в различные периоды истории российского и зарубежного образования, история образовательных реформ, история и современное состояние педагогической терминологии, становление и развитие общественно-государственного управления в образовании и ряд других направлений. Важнейшей составляющей традиций научной школы является концентрация исследовательских усилий не на рассмотрении педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а на узловых проблемах истории педагогической науки, отечественного и зарубежного образования.
Научная школа кафедры педагогики МПГУ по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли начала формироваться в 20-е гг. XX столетия, и была связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957). Известный ученый, действительный член Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медынский отдал службе на кафедре педагогики 2-го МГУ – МГПИ более 25 лет (1922-1948) и оставил богатейшее научное наследие, которое продолжают развивать и отстаивать его единомышленники и ученики.
Евгений Николаевич Медынский родился 11 марта в 1885 году в г. Ялте. Окончил в 1903 г. Симферопольскую гимназию с золотой медалью, Харьковский технологический институт, юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1914-17 гг. занимал должность заведующего отделом народного образования Царскосельской земской управы. С 1915 года читал лекции на Петербургских высших (бывших Фребелевских) курсах.
В 1918-1920 гг. E.H. Медынский – преподаватель Нижегородского института народного образования, а в 1920-22 гг. член правления Уральского университета (Екатеринбург) и декан педагогического факультета. Там он читал ряд лекционных курсов, среди которых ведущее место занимал курс «История педагогики». В Уральском университете было положено начало серьезным исследованиям ученого в области истории педагогики, продолжавшимся до конца жизни ученого. В 1922 г. E.H. Медынский переехал в Москву, где возглавил отдел статистики Политпросвета Наркомпроса и одновременно был назначен на должность преподавателя педагогики во 2-й Московский государственный университет, преобразованный в 1930 году в Московский Педагогический институт.
В результате научной деятельности во 2-м МГУ-МГПИ E.H. Медынским на основе разработанного им курса лекций был написан первый в советский период учебник по истории педагогики в трех томах. Характерной особенностью этого труда стала попытка соединения идей так называемой «марксистской педагогики» с классическим подходом к историко-педагогическим процессам. В 1930-е гг. вышел ряд новых учебников и учебных программ по истории педагогики, возрождавших классические традиции дореволюционного курса педагогики. На протяжении двух десятилетий все программы по истории педагогики для педагогических институтов страны были составлены при участии Е.Н. Медынского или под его непосредственным руководством. Также профессором Е.Н. Медынским был подготовлен целый ряд, бесспорно, ценных для науки работ, посвященных деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.); истории образования в Российском государстве XVII в.; учебника по общей педагогике и др.
В 1944 году профессор кафедры педагогики МГПИ E.H. Медынский стал действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР и принял участие в организации НИИ теории и истории педагогики. В НИИ он возглавил отдел истории педагогики, совмещая эту деятельность со службой на посту директора Государственной библиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского. В 1947 г. E.H. Медынский был избран членом Президиума АПН РСФСР.
Научно-педагогическое наследие академика E.H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.
Традиции в разработке проблем истории педагогики были продолжены целым рядом более молодых сотрудников Е.Н. Медынского. На протяжении 35 лет (1969 – 2005 гг.) научную школу истории педагогики в МГПИ-МПГУ возглавлял А.И. Пискунов – действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, являвшийся в 1980-1992 гг. руководителем кафедры педагогики, а затем до 2005 года остававшийся профессором кафедры.
А.И. Пискуновым были подготовлены такие фундаментальные труды, как систематический указатель советской историко-педагогической литературы (1917-1957 гг.), комплекс научных изданий, посвященных наследию выдающегося педагога Я.А. Коменского, учебника по педагогике совместно с учеными ГДР, учебный комплект по истории педагогики: программа, учебник и хрестоматия в 3-х тт. и др.
В рамках научной школы истории образования и педагогической мысли, возглавляемой профессором М.Г. Плоховой, вели научно-исследовательскую деятельность доктора педагогических наук В.И. Блинов, А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров, доцент Н.Н. Баркова, ст. преподаватель Т.Б. Фейзрахманова и аспиранты кафедры. За последние годы в рамках научной школы было подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук, представителями школы опубликовано более 10 монографий, 5 учебных пособий и около 100 статей. Аспирантами кафедры ведется разработка ряда важных проблем отечественной и зарубежной истории педагогики и образования.
Научная школа кафедры педагогики
«Управление качеством профессионального образования» (2007)
Возникновение научной школы было связано с подготовкой системной модернизации профессионального образования в России. Рост требований к его качеству потребовал обновления теории профессионального образования, переосмысления подходов к определению его результатов, отбору содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Потребность в концептуализации актуальных проблем профессионального образования обусловила необходимость исследований в рамках научной школы управления качеством профессионального образования.
К числу приоритетных направлений научного поиска относятся:
- стандартизация профессионального образования;
- социальное партнерство в профессиональном образовании;
- методология управления качеством профессионального образования;
- оценка компетенций и квалификаций;
- стратегический менеджмент в профессиональном образовании;
- профессиональное самоопределение обучающихся;
- понятийно-терминологический аппарат современного профессионального образования;
- проектирование профессиональных образовательных программ;
- развитие региональных систем профессионального образования и др.
Члены научной школы ежегодно участвуют в организации и проведении международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференций; являются экспертами Министерства образования и науки РФ, исполнителями научно-исследовательских работ и проектов в области профессионального образования (по заказу Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ), входят в рабочие группы Национального Агентства Развития Квалификаций. Члены научной школы участвуют в работе диссертационных советов, входят в редколлегии научно-педагогических журналов, руководят подготовкой аспирантов и соискателей. Результаты научных исследований членов школы опубликованы в статьях, монографиях, учебниках, пособиях, методических рекомендациях.
В работе научной школы управления качеством профессионального образования принимают участие ряд сотрудников кафедры педагогики Института “Высшая школа образования”:
Алла Аркадьевна Факторович
А.А. Факторович, д.п.н., профессор: сфера научных интересов – методология управления качеством профессионального образования, формирование системы независимой оценки качества профессионального образования; методология проектирования и реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, концептуальные основы и квалификационные характеристики педагогической деятельности преподавателя вуза;
Михаил Анатольевич Гончаров
М.А. Гончаров, д.п.н., доцент: сфера научных интересов – маркетинг и консалтинг в сфере высшего профессионального образования, общественно-государственный характер управления высшим профессиональным образованием
Елена Александровна Стародубова
Е.А. Стародубова, к.п.н., доцент: сфера научных интересов – развитие межличностных отношений как фактор управления качеством профессионального образования.
Работу в рамках научной школы ведет группа ученых.
Коджаспирова Галина Михайловна
Г.М. Коджаспирова, доктор педагогических наук, профессор. Область научных интересов: Педагогика, Профессиональное педагогическое образование.