Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ПОСТУПЛЕНИЕ

Научные школы

 

Научная школа кафедры педагогики

«История образования и педагогической мысли» (существует с 1923 года)

 

Общепризнано, что современная педагогическая теория и практика, профессиональная деятельность в сфере образования должны учитывать историю развития тех или иных тенденций в образовании и педагогической мысли. Подобный взгляд определяет ведущие направления разработок данной Научной школы: историко-педагогическая библиография, передовой педагогический опыт в различные периоды истории российского и зарубежного образования, история образовательных реформ, история и современное состояние педагогической терминологии, становление и развитие общественно-государственного управления в образовании и ряд других направлений. Важнейшей составляющей традиций научной школы является концентрация исследовательских усилий не на рассмотрении педагогических взглядов того или иного педагога прошлого, а на узловых проблемах истории педагогической науки, отечественного и зарубежного образования.

Научная школа кафедры педагогики МПГУ по исследованию проблем истории образования и педагогической мысли начала формироваться в 20-е гг. XX столетия, и была связана с именем профессора Евгения Николаевича Медынского (1885-1957). Известный ученый, действительный член Академии Педагогических Наук СССР, доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Медынский отдал службе на кафедре педагогики 2-го МГУ – МГПИ более 25 лет (1922-1948) и оставил богатейшее научное наследие, которое продолжают развивать и отстаивать его единомышленники и ученики.

Евгений Николаевич Медынский

          Евгений Николаевич Медынский родился 11 марта в 1885 году в г. Ялте. Окончил в 1903 г. Симферопольскую гим­назию с золотой медалью, Харьковский технологический институт, юридический факуль­тет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1914-17 гг. занимал должность заведующего от­делом народного образования Царскосель­ской земской управы. С 1915 года читал лекции на Петербургских высших (бывших Фребелевских) курсах.

          В 1918-1920 гг. E.H. Медынский – преподаватель Нижегородского института народного об­разования, а в 1920-22 гг. член правле­ния Уральского университе­та (Екатеринбург) и декан педагогиче­ского факультета. Там он чи­тал ряд лекционных курсов, среди которых ведущее место занимал курс «История педагогики». В Уральском университе­те было положено начало серьезным ис­следованиям ученого в области истории педагогики, продолжавшимся до конца жизни ученого. В 1922 г. E.H. Медынский переехал в Москву, где возглавил отдел статистики Политпросвета Наркомпроса и одновре­менно был назначен на должность преподавателя педагогики во 2-й Московский государ­ственный университет, преобразо­ванный в 1930 году в Московский Педагогический институт.

         В результате научной деятельности во 2-м МГУ-МГПИ E.H. Медынским на основе разработанного им курса лекций был написан первый в советский период учебник по исто­рии педагогики в трех томах. Характерной особенностью этого труда стала попытка соединения идей так называемой «марксистской педагогики» с классическим подходом к историко-педагогическим процессам. В 1930-е гг. вышел ряд новых учебников и учебных программ по истории педагогики, возрождавших классические традиции дореволюционного курса педагогики. На протяжении двух десятилетий все программы по истории педа­гогики для педагогических институтов стра­ны были составлены при участии Е.Н. Медынского или под его непосредствен­ным руководством. Также профессором Е.Н. Медынским был подготовлен целый ряд, бесспорно, ценных для науки работ, посвященных деятельности выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого (Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.); истории образования в Российском государстве XVII в.;  учебника по общей педагогике и др.

          В 1944 году профессор кафедры педагогики МГПИ E.H. Медынский стал действительным членом Академии Педагогических Наук РСФСР и принял участие в организации НИИ теории и истории педагогики. В НИИ он возглавил отдел истории педагогики, совмещая эту деятельность со службой на посту директора Государственной биб­лиотеки по народному образованию им. К.Д. Ушинского. В 1947 г. E.H. Медын­ский был избран членом Президиума АПН РСФСР.

Научно-педагогическое на­следие академика E.H. Медынского включает в себя около 30 научных и учебных трудов и около 400 статей по различным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.

Алексей Иванович Пискунов

Традиции в разработке проблем истории педагогики были продолжены целым рядом более молодых сотрудников Е.Н. Медынского. На протяжении 35 лет (1969 – 2005 гг.) научную школу истории педагогики в МГПИ-МПГУ возглавлял А.И. Пискунов – действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор, являвшийся в 1980-1992 гг. руководителем кафедры педагогики, а затем до 2005 года остававшийся профессором кафедры.

А.И. Пискуновым были подготовлены такие фундаментальные труды, как систематический указатель советской историко-педагогической литературы (1917-1957 гг.), комплекс научных изданий, посвященных наследию выдающегося педагога Я.А. Коменского, учебника по педагогике совместно с учеными ГДР, учебный комплект по истории педагогики: программа, учебник и хрестоматия в 3-х тт. и др.

 

 

 

Маргарита Григорьевна Плохова

        В рамках научной школы истории образования и педагогической мысли, возглавляемой профессором М.Г. Плоховой,  вели научно-исследовательскую деятельность доктора педагогических наук В.И. Блинов, А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров, доцент Н.Н. Баркова, ст. преподаватель Т.Б. Фейзрахманова и аспиранты кафедры. За последние годы в рамках научной школы было подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук, представителями школы опубликовано более 10 монографий, 5 учебных пособий и около 100 статей. Аспирантами кафедры ведется разработка ряда важных проблем отечественной и зарубежной истории педагогики и образования.

 

 

 

 

   Научная школа кафедры педагогики

«Управление качеством профессионального образования» (2007)

          Возникновение научной школы было связано с подготовкой системной модернизации профессионального образования в России. Рост требований к его качеству потребовал обновления теории профессионального образования, переосмысления подходов к определению его результатов, отбору содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса.  Потребность в концептуализации актуальных проблем профессионального образования обусловила необходимость исследований в рамках научной школы управления качеством профессионального образования.

К числу приоритетных направлений научного поиска относятся:

  • стандартизация профессионального образования;
  • социальное партнерство в профессиональном образовании;
  • методология управления качеством профессионального образования;
  • оценка компетенций и квалификаций;
  • стратегический менеджмент в профессиональном образовании;
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • понятийно-терминологический аппарат современного профессионального образования;
  • проектирование профессиональных образовательных программ;
  • развитие региональных систем профессионального образования и др.

         Члены научной школы ежегодно участвуют в организации и проведении международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научных и научно-практических конференций; являются экспертами Министерства образования и науки РФ, исполнителями научно-исследовательских работ и проектов в области профессионального образования (по заказу Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ), входят в рабочие группы Национального Агентства Развития Квалификаций. Члены научной школы участвуют в работе диссертационных советов, входят в редколлегии научно-педагогических журналов, руководят подготовкой аспирантов и соискателей.  Результаты научных исследований членов школы опубликованы в статьях, монографиях, учебниках, пособиях, методических рекомендациях.

В работе научной школы управления качеством профессионального образования принимают участие ряд сотрудников кафедры педагогики Института “Высшая школа образования”:

 

Алла Аркадьевна Факторович

А.А. Факторович, д.п.н., профессор: сфера научных интересов – методология управления качеством профессионального образования, формирование системы независимой оценки качества профессионального образования; методология проектирования и реализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, концептуальные основы и квалификационные характеристики педагогической деятельности преподавателя вуза;

Михаил Анатольевич Гончаров

М.А. Гончаров, д.п.н., доцент: сфера научных интересов – маркетинг и консалтинг в сфере высшего профессионального образования, общественно-государственный характер управления высшим профессиональным образованием

Елена Александровна Стародубова

Е.А. Стародубова, к.п.н., доцент: сфера научных интересов – развитие межличностных отношений как фактор управления качеством профессионального образования.

Работу в рамках научной школы ведет группа ученых.

Коджаспирова Галина Михайловна

 Г.М. Коджаспирова, доктор педагогических наук, профессор. Область научных интересов: Педагогика, Профессиональное педагогическое образование.